Конспект урока: « Бунт крестьян в романе Пушкина «Дубровский»».
№ 18. Тема: « Бунт крестьян в романе Пушкина «Дубровский»».
Урок литературы в 6 классе 12.10.2017
Цели:
продолжить формировать читательские умения; определять характер героя по его речи и поступкам; вникнуть во взаимоотношения героев; учиться анализировать эпизод прозаического текста, выяснить мотивировку поступков героев. Помочь понять, какую роль играет анализ эпизода «Пожар в Кистеневке» в авторской позиции, и какие средства помогают автору в создании образа Владимира Дубровского.
Планируемые результаты:
Предметные:
Ученик научится владеть: изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи. Научиться приемам устного иллюстрирования.
Метапредметные:
Познавательные:
уметь выделять и формулировать познавательную цель.
Регулятивные:
уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено
.
Коммуникативные:
уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.
Личностные:
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Тип урока:
комбинированный
Ход урока.
- Организационный момент.
2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
Беседа.
- Кто из героев вам понравился и почему? Кто вызвал неприязнь?
- Какие эпизода романа вам запомнились и чем именно?
- Как относились к Троекурову помещики-соседи, губернские чиновники? Чем можно объяснить грубость и своенравие героя?
- В чем же сходство и различие характеров Кирилла Троекурова и Андрея Дубровского?
3.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
1. Ребята, скажите, пожалуйста, а как жилось крестьянам во время, описанное А.С. Пушкиным в повести «Дубровский»? (время крепостного права)
2. Как жилось крестьянам у таких помещиков, как Троекуров? (собакам лучше жилось, чем людям)
3. Какие взаимоотношения сложились с крепостными у Андрея Гавриловича Дубровского?
4. После чего погиб Дубровский-старший? (передача жилья с крепостными Троекурову)
5. К чему это привело?
4. Сообщение темы, задач урока.
_Итак, ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему нашего с вами урока.
— Правильно тема нашего сегодня с вами урока: Бунт крестьян в романе Пушкина «Дубровский»
—
Открываем тетр и записыв число, классная работа и тему урока
—
тема перед вами, а какие цели мы с вами определим ?
- Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
- Что мы узнаем о жизни Владимира Дубровского в Петербурге?
(Владимир «был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста», «воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать».)
- Каковы были отношения отца и сына Дубровских?
(Владимир «лишился матери с малолетства, к отцу был «романтически привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться её тихими радостями».)
- — Как воспринял Владимир известие о болезни отца?
(«Мысль потерять отца : тягостно терзала его сердце, а положение бедного больного :ужасала его», «Владимир упрекал себя в преступном небрежении» и он срочно выезжает к отцу.)
- — Как развивались события после приезда молодого Дубровского в родное имение?
(Кистеневка официально отошла Троекурову. Владимир не мог разобраться в происходящих событиях и какую роль во всем этом играет Троекуров.)
- — Почему Владимир велел выгнать Троекурова?
(Потому что при виде Троекурова отца В.Дубровского охватило «ужасное смятение», он «с видом ужаса и гнева» показывает на Троекурова и падает без чувств, «паралич его ударил». Владимир понял, что виновником всех бед является Троекуров.)
- Устное рисование.
— Опишите, как ведут себя слуга, крепостные Дубровских и сам Троекуров.
(Слуга с радостью бежит исполнять приказание своего барина: передать ответ молодого Дубровского Троекурову. Крепостные с любопытством смотрят на Кирилла Петровича, в их взгляде торжество и радость за Владимира, что он не испугался Троекурова, а значит, заступится и за них. Троекуров же стал мрачнее ночи. Он грозно поглядел на дворню, и в его взгляде читалось: он им этого не простит.)
- Применение учащимися знаний.
- Работа с текстом.
Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке»
Выразительное чтение.
(озаглавим ее «Пожар») («Поднялся ветер…»)
— Как повели себя крестьяне Дубровского, когда судейские чиновники приехали отбирать имение?
(Они пытались поднять бунт.)
— Как ведет себя Дубровский?
(Владимир останавливает крестьян, обещает просить милости у государя.)
— Как его это характеризует?
(Дубровский поступает благородно, спасая крестьян от наказания, а чиновников от расправы.)
– Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?
(Владимир понимает, что жизнь его сломана: «Все кончено.» Его мучит, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. «Страшные мысли рождались в уме его, но он еще не решил, что делать)
– Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?
(Владимир пришел к решению сжечь «печальный дом» после того, как он по-новому увидел портрет матери, прочитал ее письма к отцу, где она рассказывала о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые требовали то одного, то другого, своим присутствием оскверняя светлую память об отце и матери Дубровского. Опомнившись, он, видимо, принял окончательное решение: «положил письма в карман, взял свечку и вышел из кабинета». Эти мысли были самым ценным и дорогим для него, это единственное, что он взял с собой и спас от огня.).
Физкультминутка.
- Сравнительная работа.
Чтение в лицах…Владимир узнал Архипа-кузнеца
– Что затевал кузнец Архип?
(Владимир встретил Архипа в темном зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих.)
– Хотел ли Дубровский смерти приказных?
(Нет, он отговаривал Архипа убивать их: «Не приказные виноваты»; он велел Архипу отпереть двери в переднюю, чтобы при пожаре приказные могли спастись. Архип же не послушался барина, запер двери на ключ. Уехав, Дубровский не застал сам пожар и не сразу узнал о гибели приказных.)
– Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?
(Крестьяне присоединились к Д., потому что возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит «слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора…» Оскорбление, нанесенное их господину, крестьяне воспринимали, как собственное оскорбление).
- Выразительное чтение эпизода «Архип спасает кошку»…
– Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?
(Архип «со злобной улыбкой взирал на пожар», ему не жаль было «окаянных» подьячих, в них он видел виновников бедствий господ и всех их крепостных, считал месть справедливой. Архип же спасает кошку – беспомощное существо, оставить погибать кошку – сточки зрения Архипа – грех. Он говорит детям, которые смеются над жалким животным: «Бога вы не боитесь: Божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь…» Архип воспринимает кошку как Божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не воспринимает как людей, достойных спасения: в его понимании они нарушили установленный Богом и царем закон, что крепостными могут владеть и распоряжаться только дворяне. Помогая вершить неправедный суд, они нарушили Божьи заповеди: помогли одному человеку украсть у другого имение, лгали и нарушали клятву, по которой обязаны были говорить правду.)
– Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:
«– Архипушка, – говорила ему Егоровна, – спаси их, окаянных. Бог тебя наградит. – Как не так, – отвечал кузнец».
– Где мы уже слышали эти слова?
Вывод: в сцене с приказным (глава 5) «голос из толпы» принадлежал кузнецу.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
Правдиво изобразив быт и нравы крепостников, Пушкин тем самым сурово осудил дворянский крепостной строй жизни. В образах Дубровских Пушкин смело выступил на защиту чести, справедливости, человеческого достоинства.
Рядом с помещиками и чиновниками Пушкин показал русских крестьян, их ум и сердечность, их ненависть к богатому барству. Доведенные до отчаяния жестокостью и хищничеством Троекурова и его слуг, крестьяне Дубровского смело вступают в борьбу со своими врагами.
В своем стихотворении «Деревня» Пушкин так говорил о крепостной жизни:
Здесь барство дикое, без чувства, без закона Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца… Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.
Это беспощадное осуждение «дикого» барства, защита человеческой чести и достоинства, глубокая любовь Пушкина к родному народу и сочувствие его страданиям и составляют идейный смысл повести «Дубровский».
– С каким героем хотел бы встретиться?
– Какие вопросы по тексту остались?
– Чью роль исполнил бы в спектакле? В фильме?
- Задавание домашнего задания.
Подготовить рассказ об отношениях Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Ответить на вопросы к главам XIII — XIX на стр.148 учебника. Выучить определения: роман, сюжет.
4
Бунт крестьян в повести А. С. Пушкина «Дубровский»
Нелегко жилось крестьянам во время, описанное А. С. Пушкиным в повести «Дубровский», — время крепостного права. Очень часто помещики обращались с ними жестоко и несправедливо.
Особенно тяжело было крепостным у таких помещиков, как Троекуров. Богатство и знатный род Троекурова давали ему огромную власть над людьми и возможность удовлетворения любых желаний. Люди для этого избалованного и необразованного человека были игрушками, не имеющими ни души, ни собственной воли (причем не только крепостные). Он держал под замком горничных, которые должны были заниматься рукоделием, насильно выдавал их замуж по своему усмотрению. В то же время собакам помещика жилось лучше, чем людям. С крестьянами и дворовыми Кирила Петрович обходился «строго и своенравно», те боялись барина, однако надеялись на его покровительство в отношениях с соседями.
Совсем другие взаимоотношения сложились с крепостными у соседа Троекурова — Андрея Гавриловича Дубровского. Крестьяне любили и уважали своего барина, они искренне переживали его болезнь и с надеждой ждали приезда сына Андрея Гавриловича — молодого Владимира Дубровского.
Случилось так, что ссора между бывшими друзьями — Дубровским и Троекуровым — привела к передаче имущества первого (вместе с домом и крепостными) Троекурову. В конечном счете, Андрей Гаврилович, тяжело переживший оскорбление соседа и несправедливое решение суда, умирает.
Крестьяне Дубровского очень привязаны к своим хозяевам и полны решимости не позволить передать себя вод власть жестокого Троекурова. Крепостные готовы защищать своих хозяев и, узнав о решении суда и смерти старого барина, поднимают бунт. Дубровский вовремя заступился за приказных, которые приехали разъяснить положение дел после передачи имущества. Крестьяне уже собрались вязать исправника и заместителя земского суда Шабашкина с криками: «Ребята! долой их!», когда молодой барин остановил их, объяснив, что своими поступками крестьяне могут повредить и себе, и ему.
Приказные совершили ошибку, оставшись ночевать в доме Дубровского, ведь народ хоть и затих, но несправедливости не простил. Когда молодой барин обходил ночью дом, он встретил Архипа с топором, который сперва объяснил, что он «пришел… было проведать, все ли дома», но после честно признался в своем глубинном желании: «всех бы разом, так и концы в воду».
Дубровский понимает, что дело зашло слишком далеко, он сам поставлен в безвыходное положение, лишен поместья и потерял отца из-за самодурства соседа, однако уверен и в том, что «не приказные виноваты».
Дубровский решил сжечь свой дом, чтобы он не достался чужим людям, и велит вывести свою няню и других оставшихся в доме людей, кроме приказных, во двор.
Когда дворовые по приказу барина подожгли дом. Владимир забеспокоился о приказных: ему показалось, что он запер дверь в их комнату, и тем не удастся выбраться из пожара. Он просит Архипа сходить проверить, открыта ли дверь, с наказом отпереть ее, если закрыта. Однако у Архипа свое мнение на этот счет. Он винит в происходящем людей, принесших злую весть, и накрепко запирает дверь. Приказные обречены на смерть. Этот поступок может охарактеризовать кузнеца Архипа как жестокого и безжалостного человека, однако это именно он лезет через некоторое время на крышу, не побоявшись огня, чтобы спасти обезумевшую от страха кошку. Это он укоряет мальчишек, радующихся неожиданной забаве: «Бога вы не боитесь: божья тварь погибает, а вы сдуру радуетесь».
Кузнец Архип — сильный человек, но ему не хватает образованности, чтобы понять всю глубину и серьезность сложившейся ситуации. Материал с сайта //iEssay.ru
Не у всех крепостных хватило решимости и смелости довести начатое дело до конца. Лишь несколько человек исчезли из Кистеневки после пожара: кузнец Архип, няня Егоровна, кузнец Антон и дворовый человек Григорий. Ну и, конечно, Владимир Дубровский, который хотел восстановить справедливость и не видел для себя другого выхода.
В окрестностях, наводя страх на помещиков, появились разбойники, которые грабили помещичьи дома и сжигали их. Дубровский стал предводителем разбойников, он «славился умом, отважностью и каким-то великодушием». Провинившиеся крестьяне и крепостные, замученные жестокостью своих хозяев, бежали в лес и также вступали в отряд «народных мстителей».
Таким образом, ссора Троекурова со старым Дубровским послужила лишь спичкой, сумевшей зажечь пламя народного недовольства несправедливостью и самодурством помещиков, заставившей крестьян вступить в непримиримую борьбу со своими угнетателями.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
На этой странице материал по темам:
- сочинение дубровский и крепостные
- повесть дубровский почему владимир решил сжечь дом
- пушкин барина крестьянина
- характеристика архипа кузнеца
- отношение дубровского к крестьянам и дворовым