Краткое содержание «Вишневый сад» А.П. Чехова


История создания

«Вишнёвый сад» — это итоговое произведения Антона Павловича Чехова. Изначально оно замышлялось как беззаботная, несерьёзная комедия. Сюжетом должна была стать продажа родового имения за долги.

Но по мере создания становилось ясно: ни веселья, ни беззаботности здесь не выйдет. Слишком много таких историй Чехов видел вживую, слишком ко многим трагедиям прикоснулся. В новом веке появились новые люди — хваткие, напористые, сильные. Процесс обнищания дворян был просто-таки тотальным: не привыкшие заботиться о завтрашнем дне, они попросту проживали свои состояния, не задумываясь о будущем.

К этой пьесе Чехов шёл всю жизнь. Он выверял образы и все реплики до мельчайших деталей, правил и переписывал свой «Вишнёвый сад». Некоторые считают, что у Чехова вышла драма, другие видят в «Вишнёвом саде» трагикомизм. Как бы то ни было, «Вишнёвый сад» давно и прочно вошёл в репертуар самых знаменитых театров.

Проблематика:

  • социальная проблематика (смена общественных слоёв, праздность дворян, возможность или невозможность построения новой жизни);
  • психологическая проблематика (переживания героев);
  • историческая проблематика (смена времён, поколений, ценностей);
  • путь России (вишнёвый сад как метафора России).

Смысл названия: вишнёвый сад — это образ, связывающий две эпохи: отживающее благородное дворянское сословие и новых людей — жёстких, практичных, экономных. И для тех, и для других вишнёвый сад желанен, пусть даже они видят его по-разному (первые — как идеал и частицу прекрасного, вторые — как капитал и источник развития).

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: комедия.

Жанровые особенности: достаточно сложно понять, почему Чехов настаивал на том, что «Вишнёвый сад» — комедия, ведь по внешним признакам это драма: рушатся жизни людей, никто никого не слышит, все ведут себя глупо, неуместно. Можно сказать, что это философская комедия: взгляд сверху на драматическую человеческую ситуацию, который позволяет увидеть парадоксы нашего собственного поведения и потешность того, что с близкого расстояния виделось печальным. Мир «Вишнёвого сада» словно наполнен кривыми зеркалами: щедрость героев превращается в расточительность, образованность — в пустую болтовню. Рядом с основными персонажами есть их двойники, позволяющие увидеть этих героев в другом свете (ярким примером может стать действительно отрицательный персонаж — лакей Яша, являющий собой искажённое отражение Ермолая Лопахина).

Главные герои

  • Раневская Любовь Андреевна – помещица, покинувшая свое поместье после трагической гибели семилетнего сына. Одинокая женщина средних лет, склонная к необдуманным и легкомысленным поступкам, живущая в идеальном мире, не желающая принимать действительность, которая может ее ранить.
  • Аня – семнадцатилетняя дочь Раневской. Юная, здравомыслящая девушка, понимающая, что реальность изменилась, и надо приспосабливаться к новой жизни, которую невозможно начать строить, не порвав с прошлым.
  • Гаев Леонид Андреевич – брат Раневской. Любит рассуждать обо всем на свете. Очень часто говорит невпопад, из-за чего его воспринимают как шута и просят помолчать. Взгляды на жизнь такие же, как у сестры.
  • Лопахин Ермолай Алексеевич – купец, очень обеспеченный человек, типичный представитель буржуазной России. Сын деревенского лавочника с деловой хваткой и чутьем, с помощью которых он заработал своё состояние. При этом образованностью похвастаться не может.
  • Варя – приемная дочь Раневской, мечтающая совершить паломничество к святым местам. Во время отсутствия матери выполняла роль хозяйки дома.
  • Трофимов Петр Сергеевич – студент, бывший учитель Гриши (сына Раневской), погибшего в детстве. Вечный студент, любящий размышлять о судьбе России, о том, что правильно, а что нет. Весьма прогрессивные мысли, но никаких действий не предпринимает для их реализации.

Действующие лица

Любовь Андреевна Раневская — разорившаяся аристократка, личность романтическая и неземная. Рано оставшись вдовой и потеряв сына, Любовь Андреевна уезжает к любовнику за границу. Денег у неё фактически уже нет: Раневская не привыкла экономить, да и любовник постарался вытащить из неё все средства.

Леонид Андреевич Гаев — брат Раневской, внимательный, умный, но совершенно не нашедший себя в новой жизни.

Ермолай Алексеевич Лопахин — молодой мужчина родом из крестьян. Благодаря своему деятельному рассудку и смётке стал миллионером. Ермолай Алексеевич — душевный тонкий человек, но коммерческая жилка в нём сильнее артистизма.

Петя Трофимов — мечтатель, «облезлый барин», в прошлом — учитель погибшего сына Раневской Гриши. Родом из дворян, но не имеет ничего. При этом мечтает о всеобщем счастье, благоденствии и небе в алмазах. Полная противоположность Лопахину.

Аня — дочь Любови Раневской. Наивная, восторженная девушка. Влюблена в Петю Трофимова и тоже мечтает о всеобщем счастье.

Варя — приёмная дочь Любови Андреевны, управляет её имением. Практичная приземлённая девушка. Все хотят выдать её замуж за Лопахина, но Лопахин Варей не интересуется.

Симеонов-Пищик — разорившийся помещик. В отличие от Раневской, радостно принимает предложение сдать свой участок в аренду.

Яша — лакей. Высокомерный негодяй, не уважающий ни мать, ни хозяев. Все его мечты сводятся к отъезду за границу.

Дуняша — горничная, юная легкомысленная девушка. В каком-то смысле её образ — пародия на Любовь Раневскую.

Семён Пантелеевич Епиходов — он же «Двадцать два несчастья». Конторщик, крайне невезучий субъект — вечно всё роняет и разбивает. В каком-то смысле является двойником Гаева (неустроенность Леонида Андреевича воспринимается как благородный печальный удел, но разнесчастный до глупости Епиходов помогает увидеть в этих страданиях фарс). Влюблён в Дуняшу.

Фирс — лакей в имении Раневской, очень старый, почти глухой. Искренне любит хозяев, имение и вишнёвый сад. Символизирует давно прошедшие времена — «когда всё было иначе».

Шарлотта Ивановна — гувернантка и циркачка. Вносит элемент фарса уже своим присутствием (разрушаются судьбы, а она жонглирует).

Пьеса «Вишнёвый сад»

Сегодня на уроке мы:

– Узнаем, в чём заключается жанровое своеобразие пьесы Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад».

– Поразмышляем над ключевыми идеями этого произведения.

– Оценим сложность и неоднозначность характеров в пьесе «Вишнёвый сад».

Пьеса «Вишнёвый сад»

— одно из самых известных произведений Антона Павловича Чехова.

«Вишнёвый сад» считают одним из самых сложных драматических произведений Чехова. Существует множество трактовок и основного смысла этой пьесы, и характеров героев. Не утихают споры и о жанровой принадлежности этого произведения. Причём начались эти споры сразу же после появления пьесы на театральной сцене.

Дело в том, что на афишах и в газетных объявлениях «Вишнёвый сад» назвали драмой. Это очень огорчило и возмутило писателя, ведь Антон Павлович Чехов считал «Вишнёвый сад» комедией.

Он так и писал в одном из писем: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс».

Но как назвать комедией пьесу, в финале которой в заколоченном доме забывают больного старика. И разве тема разорения дворянского гнезда и неминуемой гибели вишнёвого сада весёлая? И уж тем более, рассуждения о судьбах родины в комедии меньше всего ожидаешь встретить.

И действительно, режиссёр и актёры Малого Художественного театра восприняли «Вишнёвый сад» как драму или даже «трагедию русской жизни». По словам актрисы Марии Петровны Лилиной, во время чтения пьесы многие плакали, даже мужчины. Антон Павлович Чехов с таким восприятием был не согласен категорически. И тяжело больному писателю пришлось ехать из Ялты в Москву, чтобы принимать участие в постановке спектакля. «…приехал автор и спутал нас всех»

, – писал об этом Константин Сергеевич Станиславский.

В чеховской пьесе, несмотря на весь её драматизм, есть множество смешных ситуаций и комических персонажей. Из-за того, что в пьесе «Вишнёвый сад» сочетается трагическое и комическое, литературоведы её часто называют «трагикомедией». Но есть и ещё одно определение для этого произведения – лирическая комедия.

Лиризм пронизывает всю ткань чеховской пьесы. Настроение создаётся уже с первых слов описания места действия. «Комната, которая до сих пор называется детскою. Одна из дверей ведёт в комнату Ани. Рассвет, скоро взойдёт солнце. Уже май, цветут вишнёвые деревья, но в саду холодно, утренник»

. Здесь и лирическая картина раннего весеннего утра, и нежное напоминание об ушедшем детстве.

Лиризм чеховской пьесы поддерживается в ремарках: «вздыхает», «радостно, сквозь слёзы», «нежно», «печально», «в сильном волнении», «задумчиво»

и так далее. Лирическое настроение в пьесе создаётся паузами, недомолвками, монологами и отдельными репликами героев, их восклицаниями.

Сложную, тонкую гамму чувств и настроений мы видим и в происходящем на сцене. Например, когда Раневская и Варя восторженно любуются цветущим утренним садом, Гаев напоминает, что скоро этот сад продадут за долги. Здесь восхищение красотой природы сливается с грустным осознанием того, что эта красота скоро погибнет. А это осознание в свою очередь вызывает гнев и осуждение беспутных хозяев, которые своей легкомысленностью и бесхозяйственностью сгубили родовое гнездо.

Актриса Малого Художественного театра Мария Лилина сравнивала «Вишнёвый сад» с музыкальным произведением, симфонией. И говорила, что «…играть эту пьесу надо особенно правдиво, но без реальных грубостей…».

Другой актёр-мхатовец Александр Вишневский писал Чехову:
«Это не пьеса, а самые дорогие кружева, название которых я забыл. Но по исполнению, по-моему, это самая трудная из всех Ваших пьес».
«Трудность» чеховской пьесы заключается в абсолютном новаторстве драматургии и сложных неоднозначных характерах персонажей «Вишнёвого сада».

Как проявляется новаторство Чехова-драматурга в комедии «Вишнёвый сад»?

«Вишнёвый сад» состоит из четырёх действий, но классическая схема драмы (экспозиция – завязка-перипетия – кульминация – развязка) в комедии не соблюдается. Сюжет пьесы строится вокруг продажи имения за долги. Но этапы развития основного конфликта пьесы «Вишнёвый сад» выделить практически невозможно. Более того, главное событие пьесы, продажа имения, вынесено за пределы сцены. Дело в том, что в основе конфликта лежит не столкновение личностных интересов или социальное противоборство, а конфликт ключевых персонажей с окружающей средой и действительностью.

Новаторство Чехова заключается и в способах раскрытия персонажей, их взаимодействия. В классической драме характеры персонажей раскрываются в их поступках. В том, как они достигают намеченной цели. Чехов раскрывает своих героев не через действие, а через их переживания и монологи. Некоторые важные факты биографии персонажей и вовсе оставлены воображению читателей. Например, мы знаем, что Петя Трофимов – вечный студент. Но почему его дважды отчисляли из университета? От бедности? Из-за конфликтов с профессорами? За неуспеваемость или из-за политической деятельности?

Очень необычна структура диалогов в пьесе. Часто вопросы повисают в воздухе, оставаясь без ответа. Темы перескакивают с одной на другую. Мы видим резкие переходы от возвышенного к низкому. Например, как в этой реплике Раневской: «Видит бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, всё плакала. Однако же надо пить кофе».

Сумбурность диалогов не только отражает чеховское стремление к реализму, но и подчёркивает, что персонажи в беседе не слушают и не слышат друг друга. Они сосредоточены только на себе. Этот приём называют «диалогом глухих».

Нельзя не отметить важную роль ремарок, которые не только создают настроение в пьесе и поддерживают эмоциональный фон. Ремарки в пьесах Чехова – инструмент, с помощью которого драматург раскрывает идейное содержание пьесы.

Пьеса полифонична

. Практически у каждого персонажа своя драматическая линия, и эти линии постоянно пересекаются и наслаиваются одна на другую. В комедии «Вишнёвый сад» ярко проявляется ещё одна важная черта чеховской драматургии — отсутствие деления персонажей на отрицательных и положительных, главных и второстепенных. В зависимости от трактовки пьесы, главным персонажем можно назвать и Раневскую, и Аню, и Лопахина с Митей Трофимовым. И их же записать во второстепенные.

А уж тем более невозможно определить, положительный или отрицательный тот или иной чеховский персонаж.

Например, Любовь Андреевна Раневская – это положительный или отрицательный образ? Другие герои пьесы называют её доброй и славной. Раневская – тонкая натура, чуткая к прекрасному. Она сентиментальна и доверчива, в её словах много восторженности и умиления. Но вместе с тем Раневскую нельзя назвать глубокой натурой. Её настроение быстро меняется. К окружающим людям она, по сути, равнодушна. Раневская легко отдаёт золотой нищему, в то время как прислуге в её доме есть нечего. Более того, в этих условиях жуткого безденежья она устраивает никому не нужный бал. Её легкомыслие, безответственность и безволие привели к разорению родового гнезда.

Раневская посвятила жизнь человеку, который обобрал её, изменяет ей и обманывает. Родная дочь Любовь Андреевну почти не занимает. И после продажи родового гнезда Раневская тут же уезжает в Париж. Жить там она собирается на чужие деньги, присланные на покупку имения. Причём Раневская прекрасно отдаёт себе отчёт в своих поступках, просто не придаёт этому значения. Она говорит, что тётушкиных денег в Париже ей надолго не хватит.

Или вот её характерная реплика: «Вчера было много денег, а сегодня совсем мало. Бедная моя Варя из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох, а я трачу как-то бессмысленно…»

Так же беспечен и безволен брат Раневской Гаев, который признаётся, что проел своё состояние на леденцах. Он не способен на серьёзные поступки. Гаев привык к эффектным театральным позам и красивым фразам. Он клянётся, что имение не продадут, но для этого может только попросить денег в долг. Хотя долги отдавать ему нечем. И Гаев смешон в этой высокопарности. Именно Гаеву принадлежит один из самых нелепых, несуразных и смешных монологов пьесы. «Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твоё существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания».

Единственное, что по-настоящему занимает Гаева, это биллиард. Гаев постоянно сыплет биллиардными терминами и невпопад вставляет в разговор описание игровых комбинаций.

Но можно ли при всех этих качествах назвать Раневскую и Гаева отрицательными персонажами? Нет. Они неприспособленные к жизни, безвольные, беспечные, но не злые. Они не хотят никому причинить вреда и не строят коварных планов.

Зачастую антагонистом в пьесе пытаются представить Лопахина. Его характеризуют как бездушного дельца, уничтожающего вишнёвый сад ради прибыли.

Но такая трактовка была бы не по-чеховски примитивной. В отличие от Гаева и Раневской, Лопахин – деятельный и здравомыслящий человек. Умный, скромный. Он добр, трепетно относится к Раневской и даже романтизирует её образ. Лопахин искренне пытается помочь Гаеву и Раневской, предлагая план, который помог бы сохранить имение и разбогатеть.

Лопахин не лишён чувства прекрасного. Например, он с искренним восхищением вспоминает, как красиво цвело маковое поле. А имение для Лопахина – это место, «прекрасней которого ничего нет на свете».

Петя Трофимов говорит о тонкой, нежной душе Лопахина и отмечает, что у этого потомка крепостных
«тонкие, нежные пальцы, как у артиста».
Все, кроме Гаева, считают Лопахина хорошим, достойным человеком. Исследователи отмечают и то, что в биографии драматурга и его героя довольно много общего: происхождение, тяжёлое детство, постоянный упорный труд, покупка имения.

Обратите внимание на те чувства, которые Лопахин испытывает, рассказывая о покупке имения. Это восторг и гордость. «Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню».

Но вместе с тем, это и острая жалость к плачущей Раневской.
«Отчего же, отчего вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая, не вернёшь теперь»
, – с укором говорит Лопахин. А главное – это осознание трагической неправильности происходящего.
«О, скорее бы всё это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь»
, – со слезами восклицает новый хозяин вишнёвого сада.

Ещё один важный момент связан с тем, что, если бы не Лопахин, имение ушло бы за бесценок. Лопахин сделал Раневскую и Гаева очень богатыми, заплатив сверх долга огромные деньги. Оценили это бывшие хозяева имения? Нет. Для них вырубить часть сада под дачи – неприемлемая пошлость, а продажа имения – трагедия, несмотря на то, какие деньги они за это получат.

Роль Лопахина Антон Павлович Чехов называл центральной

.

Однозначно положительным зачастую представляют образ Пети Трофимова. Он говорит красивые и правильные слова о свободе, будущем страны, высшем счастье. «Человечество идёт к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!..»,

– заявляет он. Петя уверен, что сможет если не построить это высшее счастье, то указать к нему дорогу.

Но сможет ли? Ведь Трофимову почти 30 лет, а он даже не закончил университет.

«Вы ничего не делаете, только судьба бросает вас с места на место, так это странно», —

ласково упрекает Петю Раневская.

Кроме того, в образе Пети Трофимова есть доля комичности. Например, его называют «облезлым барином» и недотёпой. А пристрастие к пафосным речам в какой-то мере сближает его с Гаевым.

Говоря о системе образов в комедии «Вишнёвый сад» нельзя обойти вниманием огромное количество внесценических персонажей, лиц, которые только упоминаются, но не выходят на сцену. Это погибший сын Раневской, её парижский любовник, богатая тётка из Ярославля, отец Лопахина и так далее. Мы постоянно ощущаем их присутствие, незримое влияние на происходящее. С помощью внесценических персонажей расширяется пространство пьесы, раскрываются связи между людьми и событиями, создаётся особый эмоциональный фон пьесы.

«Чехов оттачивал свой реализм до символа, а уловить эту нежную ткань произведения Чехова театру долго не удавалось; может быть театр брал его слишком грубыми руками…»

, – признал впоследствии Владимир Иванович Немирович-Данченко.

Вишнёвый сад символизирует Россию, а его хозяева – прошлое, настоящее и будущее России. Комедия «Вишнёвый сад» – это пьеса о России, о её судьбе.

Как мы уже не раз говорили, произведения Чехова складываются из мельчайших, но важных деталей, нюансов, сложных переходов настроений. Поэтому исследователи говорят не только о символизме в творчестве Антона Павловича Чехова.

Важной чертой чеховского творчества называют импрессионизм. Это отмечал и Лев Николаевич Толстой

. Он писал:

«Чехова как художника нельзя даже и сравнить с прежними русскими писателями


с Тургеневым, с Достоевским или со мной. У Чехова своя собственная форма, как у импрессионистов. Смотришь, как человек будто без всякого разбора мажет красками, какие попадаются ему под руку, и никакого отношения будто эти мазки между собою не имеют. Но отойдёшь, посмотришь, и в общем получается удивительное впечатление. Перед нами яркая, неотразимая картина».

Краткое содержание

Действие 1

Комната в имении, которую все называют детской.

Ермолай Лопахин и Дуняша ждут возвращения из-за границы Раневской с семьёй. Ермолай Алексеевич тепло вспоминает Раневскую и размышляет о собственной судьбе: отец был простым мужиком, а он вот одет благородно. Образования, правда, не получил. Лопахин упрекает Дуняшу, что та ведёт себя как барышня — не подобает так.

Приезжает Раневская с Аней и прислугой (Шарлотта Ивановна, Яша). Любовь Андреевна и Аня очень рады вернуться домой. Аня оживляется, узнав, что Петя Трофимов сейчас в их имении. Позднее появляется влюблённый в Аню Петя.

Из бесед сразу становится ясно, что Раневская разорена. Она уже продала свою заграничную недвижимость. Это имение тоже в ближайшее время будет продано за долги. Аня и Варя очень тревожатся, но Любовь Андреевна лишь осматривает всё и тепло вспоминает прошлое. Ермолай Лопахин выступает с предложением, которое может спасти Раневскую: сад надо срубить, а землю разбить на участки и сдавать под дачи. Раневская и Гаев категорически против: для них вишнёвый сад — предмет гордости и достояние их рода. Лопахин просит поразмыслить над предложением и уезжает. Гаев говорит, что, возможно, богатая тётя пришлёт денег — в общем, как-то образуется.

Действие 2

Местность возле старой церкви, откуда видно вишнёвый сад и город.

Дуня, Яша, Епиходов и Шарлотта Ивановна гуляют. Дуня влюблена в Яшу, Яша к ней равнодушен и даже сторонится, Епиходов (который искренне любит Дуняшу) крайне огорчён и даже подумывает о самоубийстве.

Приходят Любовь Раневская, Леонид Гаев и Ермолай Лопахин. Лопахин спрашивает, что Любовь Андреевна решила в отношении аренды. Раневская, будто не слыша, говорит о своём — ругает себя за транжирство и тут же отдаёт золотой рубль случайному прохожему. Гаев ведёт отвлечённые беседы о пользе железной дороги. Раздаётся звук лопнувшей струны.

От богатой тётушки ожидается денежный перевод, но этих средств не хватит даже для оплаты долгов. А о том, чтобы сдать землю в аренду, они и думать не хотят: это пошло. Лопахин уже сердится из-за их непрактичности. Раневская корит его необразованностью и приземлённостью и рекомендует жениться на Варе. Гаев говорит, что ему предлагали работу в банке, но Любовь Андреевна осаживает брата: нечего ему там делать. Приходит Фирс. Он с ностальгией вспоминает прошлое. Являются Варя, Петя и Аня. Все беседуют (по сути — каждый о своём). Когда все уходят и Петя с Аней остаются наедине, Аня признаётся, что не так уж дорожит вишнёвым садом и хочет думать о будущем.

Действие 3

Гостиная имения Раневской. Вечер. 22 августа.

Играет музыка, все танцуют. Отсутствуют только Гаев и Лопахин: как раз сейчас происходят торги, имение Раневской продаётся.

Все почему-то надеются, что Гаеву хватит присланных тётей денег, чтобы выкупить имение, хотя совершенно ясно, что 15 тысяч недостаточно. Шарлотта Ивановна показывает фокусы. Яша говорит Раневской, что им нужно поехать в Париж — слишком уж тут все простые и необразованные.

Раневская и впрямь собирается вернуться во Францию к своему любимому — он ей писал. Любовь Андреевна хочет поскорее устроить судьбы дочерей: Варю она планирует выдать за Лопахина, а Аню — за Петю Трофимова. Среди присутствующих происходит разговор о любви. Раневская настаивает, что ради любви можно совершить любой поступок, упрекает Петю, что он «выше любви». Петя напоминает Любови Андреевне, что та стремится встретиться с человеком, уже обманувшим и обобравшим её.

Входят Лопахин и Гаев. Гаев плачет. Лопахин едва скрывает радость: имение продано, и он — его хозяин! Лопахин хочет немедленно начать рубить сад, чтобы скорее сдать землю в аренду.

Любовь Андреевна плачет, Аня пытается её утешить. Варя бросает ключи от имения и уходит.

Действие 4

Детская комната, но в этот раз пустая: все вещи упакованы и дожидаются своего часа.

С улицы слышно, что сад уже рубят. Лопахин приносит шампанское, чтобы проводит Раневскую с семьёй. Никто не хочет шампанского: все печальны. Все вместе уезжают в Харьков, а оттуда Любовь Андреевна и Яша двинутся в Париж, Аня пойдёт учиться, Петя отправится в Москву. Леонид Андреевич находит себе место в банке. Дуня пойдёт работать экономкой. Ермолай Лопахин обещает позаботиться о Шарлотте Ивановне и Епиходове. Фирс заболел, и его, по словам Яши, отправили в больницу.

Заходит Симеонов-Пищик. Как ни странно, он возвращает долг: выясняется, что Пищик сдал свои земли в аренду. Раневская ещё раз пытается свести Лопахина с Варей, но Лопахин вежливо беседует и предложения не делает. Все прощаются с домом, закрывают его и уезжают.

Появляется Фирс: о нём просто забыли. Фирс понимает это, но на хозяев не сердится.

Раздаётся звук лопнувшей струны. Слышно, как рубят вишнёвый сад.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Симеонов – Пищик Борис Борисович — ужасно меркантильный и вечно засыпающий на ходу помещик.
  • Шарлотта Ивановна — гувернантка, у которой нет никого на белом свете.
  • Епиходов Семён Пантелеевич — неудачник, безответно влюблённый в Дуняшу.
  • Дуняша — горничная, не знающая что такое крестьянский труд.
  • Старик Фирс — слуга, не представляющий иной жизни.
  • Яша — молодой лакей, стесняющийся своего крестьянского происхождения.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]