«Они изучали жизнь по книгам, в то время как он был занят тем, что жил». — Джек Лондон, «Мартин Иден»
Сегодня я хочу поделиться своими впечатлениями о романе Джека Лондона «Мартин Иден», на первый взгляд, сильно выбивающегося из ряда остальных романов о суровой природе и суровых, крепких людях, таких как «Белый клык», «Морской волк», «Зов предков». Джек Лондон для меня — писатель детства, я много читал его, но с «городским» романом про Мартина Идена до недавнего времени знаком я не был.
Два года назад друг посоветовал мне прочитать его с такой рекомендацией: «После него всё современное — как бульон». Я добавил книгу в список, долгое время откладывал, пока, наконец, не увидел её на полке в «Ашане». Книга Джека Лондона? В «Ашане»? Да это же знак, судьба, пора читать.
Ранее я рекламировал «Мартина Идена» как учебник по саморазвитию для человека XIX века, хотя, конечно же, ошибся — это начало XX века. Правда, если забыть о том, что дело происходит в Окленде, штат Калифорния, можно было бы вполне предполагать местом и временем действия, например, викторианский Лондон — привязки ко времени и месту в романе практически нет.
Я не хочу спойлерить, ибо тут спойлеры будут настоящим преступлением и испортят все эмоции от романа. Поэтому расскажу лишь в общих чертах.
Кто такой Мартин Иден?
Мартин Иден, 21-летний пролетарий, моряк, вернувшийся из плавания, приходит на выручку в стычке с хулиганами студенту Артуру, парню из обеспеченной семьи. Не зная, чем отблагодарить своего спасителя, тот приглашает Мартина в гости на обед.
В гостях Мартин, чувствующий себя предельно дискомфортно в богатом, роскошном доме, знакомится с его обитателями. Его внимание привлекает сестра Артура Руфь, воспитанная и образованная, в которую Мартин влюбляется после недолгого и нескладного (с его стороны) разговора. Март ставит себе цель: стать достойным руки Руфи, быть как минимум равным этим людям если не по финансам, то хотя бы с точки зрения образованности и возможности поддержать беседу. Понимая, что физическим трудом он сможет заработать лишь на кусок хлеба, Мартин решает стать писателем.
Книга описывает его путь к этой цели.
Деление людей на классы в романе
В романе Мартин Иден мы встречаем 4 типа мышления. Первый для нас иллюстрируют рабочие люди. Это люди — функции. Их задача исполнять тяжелую и незамысловатую работу. Им чужды какие-то идеи, мысли или целеустремления. Они обречены до конца своих дней работать целыми днями и при этом жить в нищете. Не по своей воле они нахватываются шаблонов и словно по кругу исполняют свое предназначение. Восхищаясь аристократией, Иден начинает испытывать отвращение к рабочему люду. Прочитав несколько книг, природа такого люда становится понятной Мартину. В этом и заключается проблема Мартина Идена — постепенно, ему становится отвратительно все его окружение.
Четыре грани «Мартина Идена»
«Мартин Иден» — многогранный роман. С первого взгляда, он о любви. Классический сюжет всех времён — простой парень влюбляется в девушку из богатой семьи и пытается добиться её руки, правда, необычным способом. Любовь является основной движущей силой для Мартина на протяжении почти всей книги. Джек Лондон, умеющий в романтику, не жалеет красок, чтобы описать отношения и чувства между Мартином и Руфью, всё очень романтично и возвышенно, ууух!
С другой стороны, это философский роман о противостоянии важных в те годы течений — социализма и идеализма, креационизма и эволюционизма. Лондон, будучи убеждённым социалистом, делает главного героя последователем идей Ницше и Спенсера, философа-эволюциониста и доказывает или опровергает со своей стороны состоятельность их идей. Вопросы, которые поднимает Лондон, актуальны до сих пор. Сможет ли талантливый одиночка ужиться в современном обществе? Получать образование или выбрать путь самоучки? Как совместить творчество и заработок? Как идти к мечте, когда тебя не понимают и не поддерживают даже близкие люди?
Наконец, это и яркая картина сословного общества конца XIX и начала XX века, в котором бок о бок живут пускающие на ветер деньги богачи и бедняки, проводящие жизнь в тяжелейшем труде. «Мартин Иден» для Лондона во многом книга автобиографичная, а помотало по жизни автора знатно, благодаря чему мы ощущаем эффект полного погружения в атмосферу того времени.
Но я хочу рассмотреть роман как мотивирующую книгу по саморазвитию и самообразованию, в которой мы наблюдаем за тем, как грубый и неотёсанный молодой моряк, не умеющий толком изъясняться на нормальном английском языке, за несколько лет становится популярным писателем и поэтом. Мне как райтеру эта тема особо актуальна.
«Мартин Иден» как пособие по саморазвитию
В первую очередь, «Мартина Идена» хочется сравнивать с популярными в среде саморазвивающихся «Цветами для Элжернона». Не удивлюсь, если Дэниел Киз при написании своего героя Чарли Гордона вдохновлялся Мартином. И тут, и там главный герой проходит путь от человека примитивного до интеллектуала. Разумеется, с поправкой на время и нравы: Мартин Иден был примитивным работягой лишь в глазах лондонского высокого общества, а Гордон — действительно умственно отсталым. Правда, Иден идёт естественным путём и только повышает свой интеллект, не откатываясь, как Гордон, назад.
Поначалу книга похожа на достижение героем классической американской мечты, путь «из грязи в князи». Обладая достаточным упорством и трудолюбием, можно достичь всего. Мартин усердно занимается, читает безумное количество книг, изучает науки, пытаясь приблизиться к уровню своей возлюбленной (к слову, хоть и бакалавра изящных искусств, но в целом обычной и во многом ограниченной девушки). Начиная с написания маленьких приключенческих рассказов и подражанию стихам, Мартин постигает искусство работы над текстом, структуру произведения и способы увлечения читателя, и постепенно становится матёрым литератором, одинаково хорошо выпуская как стихи и коммерческую прозу для широкого круга читателей, так и сложные философские произведения.
То, что делает Мартин для достижения своей цели, безудержно мотивирует. Лондон правильно подбирает слова: мы видим парня, обладающего огромной жизненной энергией, которая просыпается и начинает бить ключом, когда герой впервые в жизни ставит себе большую цель. Он фанатически верит в свой успех и не отклоняется от цели даже после сотен отказов в публикации от всех возможных журналов и газет. Он целыми днями читает и пишет, впитывает знания, будто губка, и расцветает на глазах.
Проблемы начинаются, когда Март достигает более высокого уровня, чем большинство окружающих его людей, осознаёт, что может писать намного лучше «современных писак (c)» и в целом начинает разбираться в том, как устроен мир, и в чём его слабости.
А видит он вот что: миру не нужны талантливые самоучки. Всем правят связи и деньги, все пытаются друг друга облапошить, а известная фамилия, происхождение и статус в обществе ценятся куда выше личных качеств человека, каким бы гениальным он ни был. Общество фальшиво и давно прогнило. Мартин достигает своей цели и разочаровывается в том, чего он достиг. Чёрт, спойлер, но это не конец книги. Про концовку говорить не буду, сами читайте и делайте выводы.
Для себя я тоже сделал выводы.
Сочинение на тему: Трагедия Мартина Идена по роману Д. Лондона «Мартин Идеи»
_________________________________________________________________________________________________ Сочинение. Трагедия Мартина Идена по роману Джека Лондона «Мартин Идеи»
Роман Джека Лондона «Мартин Идеи» начинается с описания первого визита главного героя в респектабельный буржуазный дом Морзов, где он познакомился с сестрой студента, за которого заступился в драке. С этого визита все и началось. Мартин влюбился в Руфь. Он хорошо понимал, что между ним и Руфью, девушкой из состоятельной буржуазной семьи, лежит пропасть. Однако благодаря невероятному упорству и таланту Мартин овладел разнообразными знаниями, за очень короткий срок стал не только образованным, интеллигентным человеком, но и популярным писателем. Казалось, что все должно быть хорошо. Но Руфь, замкнутая в узкие рамки буржуазного мирка, не понимает Мартина, ему отказывают от дома Морзов. Через некоторое время колесо фортуны все-таки повернулось к Мартину лицом. Его книги охотно печатались издателями и нарасхват раскупались читателями. Все, что когда-либо было им написано, нашло свое место на страницах журналов и газет. На его счету в банке лежали сто тысяч долларов. Но мятущаяся душа Мартина не находила никакого удовлетворения. Теперь, когда журналы и издательства готовы были печатать все, что выходило из-под его пера, он вдруг потерял всякое желание писать. Его мысли были заняты одним — как понять все то, что произошло с ним, что вообще происходит в человеческой жизни. Мартин мучительно раздумывал о смысле человеческого бытия, о своей собственной роли во всем происходящем. Это были размышления человека, прошедшего жестокую школу жизни, сумевшего своим собственным трудом и умом выбиться из низов на вершину буржуазного общества и вдруг обнаружившего на этой вершине все то же «зловонное болото» капиталистической действительности. Чем заполнить эту пустоту, Мартин не знал. Иногда ему казалось, что лучший выход из создавшегося положения — вернуться к своим прежним занятиям, «он тоскует о кубрике, о кочегарке, как о потерянном рае». Но слишком глубокая пропасть пролегла между образованным модным писателем и простыми матросами. Нет, назад пути ему не было, его старый рай уже безвозвратно утерян. А нового рая он так и не нашел, несмотря на свалившиеся на него богатство и славу. И где-то на так любимом им океанском просторе Мартин выбрасывается из иллюминатора каюты. Невольно возникает вопрос: как же так, почему Мартин Идеи добровольно уходит из жизни в час своего полного триумфа? В чем подлинная причина гибели Мартина Идена? Ключ к пониманию истоков его личной трагедии лежит в признании Мартина Руфи: «Вы чуть не погубили меня, желая мне добра. Да, да! Чуть не погубили мое творчество, мое будущее! Я по натуре реалист, а буржуазная культура не выносит реализма. Буржуазия труслива. Она боится жизни. И вы хотели и меня заставить бояться жизни… Пошлость есть основа буржуазной культуры… А вы хотели вытравить из меня живую душу, сделать меня одним из своих…». Мартин Идеи был плоть от плоти, кровь от крови человеком своего класса. Но вот моряк превратился в модного, преуспевающего писателя. Причем его популярность зижделась на реалистическом видении мира, на высказывании идей, которые буржуазное общество не принимало, но они щекотали его нервы, а знакомство с их автором позволяло считать себя либералом. В результате Мартин Идеи, сам того не желая, попал в положение человека, сидящего на двух стульях. По своим идеям, по своему мышлению он был и остался реалистом, ему были чужды мораль и предрассудки буржуазии. Но по своим доходам, по своему новому образу жизни он теперь принадлежал к классу буржуазии. И это противоречие требовало-разрешения. В романе роковой прыжок Мартина в пучину океана описан, как совершенно естественный, простой и даже обыденный шаг. И та обыденность, с которой уходит из жизни Идеи, — неотъемлемая часть «трагической национальной истории успеха» талантливого художника в Соединенных Штатах Америки. Мартин Идеи не захотел быть шутом, развлекающим буржуазную публику, но и другого пути для себя он не видел. Он не желал примкнуть к посредственностям, обслуживающим класс буржуазии, но и не находил в себе сил, чтобы стать в ряды тех, кто служит народу. В этом я вижу трагедию этой незаурядной личности.
Мои выводы из книги «Мартин Иден»
Главное, ради чего стоит читать книгу, на мой взгляд, это её невероятная энергетика. После «Мартина Идена» хочется много читать, очень много, продолжать заниматься самообразованием, писать, творить, нести добро людям. Хочется ставить высокие цели и достигать их. Хочется быть таким, как Мартин.
Через персонажа книги гениальный Лондон и не менее, не побоюсь этого, гениальные переводчики транслируют какую-то очень мощную, природную, первобытную энергию, вдохновляя на подвиги и свершения.
А ещё:
1. Весь роман — одно большое напоминание того, насколько наши цели соответствуют НАШИМ действительным желаниям, а не желаниям, навязанным нам окружающими. Цель Мартина — «стать достойным» Руфи — оказывается ненастоящей, и он, к счастью, вовремя это понимает.
Проблема в том, что у Мартина не находится новой цели. Как я прочитал позже, Лондон целенаправленно сделал это, дабы показать слабость философии индивидуализма перед социализмом, ведь социализм ставит глобальные цели, которые одному человеку достичь невозможно. Тем не менее, цель пропадает, приходит апатия, знакомые мне ощущения кризиса среднего возраста, который долбанул по Мартину слишком рано. Способ, которым Мартин выходит из кризиса, мне показался логичным для литературы того времени, но больно уж слабым для такого сильного человека — хотя, куда мне судить, писателем с огромными доходами я не являюсь (пока ;))
2. За сто с лишним лет ничего не изменилось. Что сто лет назад, что сейчас молодым авторам издательства отказывают по одним и тем же причинам. Замкнутый круг — тебя не опубликуют, потому что у тебя нет имени и опыта, а чтобы получить имя, нужно опубликоваться. Тогда издатели волновались, что никто не будет тебя читать, сейчас — что у автора нет достаточно большого и лояльного комьюнити.
3. Одиночки и индивидуалисты, к моему глубокому сожалению (я ж интроверт, одиночка и мамкин атлант) в современном мире обречены. Прорвутся лишь редкие звёздочки, в рукаве у которых либо очень удачный случай, либо уникальная стартовая позиция.
4. И, наконец, терпение, труд и обладание разными житейскими сугубо практичными умениями позволят преодолеть любые повседневные трудности. Лондон вплетает в роман множество детальных и интересных подробностей о том, как в ограниченных условиях Мартин организовывал свой быт, и чем он зарабатывал на жизнь, чтобы позволить себе продолжать писать и двигаться к цели. В таких моментах просыпается тот самый старый добрый Джек Лондон, который «Белый клык» и «Морской волк» — о суровых людях, о суровых ситуациях, о том, о чём пел Высоцкий: «Если ж он не скулил, не ныл, пусть он хмур был и зол, но шёл, а когда ты упал со скал, он стонал, но держал».