На вторых ролях: фильмы и сериалы, в которых второстепенные герои запомнились больше главных


Роль второстепенных персонажей

В сегодняшней статье я собираюсь поговорить об одной чрезвычайно тонкой проблеме, о которой, к большому сожалению, задумываются далеко не все начинающие авторы. Речь сегодня пойдет о роли второстепенных персонажей

в литературном произведении. Дело в том, что начинающие авторы порой либо вовсе забывают о так называемых ролях второго плана, либо уделяют особенно удачному второстепенному образу слишком много внимания в ущерб общему замыслу истории. Поэтому для того, чтобы такие проблемы возникали как можно реже, мы и обсудим место второстепенных персонажей в общей структуре художественного текста.

Для вас, думаю, не секрет, что в рамках блога «Литературная мастерская

» я уделяю самое серьезное внимание вопросам работы над персонажами, так как полностью уверен в том, что именно в качественной прорисовке характеров заключается немалая доля успеха всего произведения. Конечно, дело каждого – разделять эти суждения или отказываться от них, но если вас интересуют вопросы грамотной проработки персонажей вашего произведения, данная статья наверняка окажется вам полезной.

Второстепенные персонажи.

Итак, в самом начале с целью лучшего понимания и структурирования материала мне придется озвучить парочку прописных истин. Понятно, что это всем известные аксиомы, но без них просто невозможно последующее разбирательство в вопросе. Первая банальность звучит примерно так: не все персонажи в литературном произведении созданы равнозначными

. Действительно, условно их можно разделить на главных и второстепенных. И если главным героям авторы почти всегда уделяют повышенное внимание (пытаются раскрыть характер, показать глубину внутренних переживаний), то на второстепенных его зачастую попросту не хватает. А зря. Иногда роли второго плана оказываются не менее важны, чем главные… Но обо всем по порядку.

В общем-то, главные герои – это те персонажи, о которых и повествует история. Второстепенные – это все остальные.

Вторая банальность на сегодня: сам автор и читатели по ходу произведения должны четко понимать, какие персонажи являются главными, а какие несущественными

. Если же у публики возникает путаница или сомнения, вина в этом целиком и полностью ложится на автора. Он должен четко отделить одних от других, а также всецело осознавать, какую роль в его опусе играют главные герои, а для чего он использует второстепенных. И если с первыми все в общем и целом понятно (главные герои являются проводниками основной идеи произведения, объектом зрительского интереса и сопереживания), то вот место и задачи вторых не всегда предельно ясны и прозрачны. Именно об этих сложностях мы и поговорим в дальнейшем.

Живой фон.

Итак, если действие нашей истории не происходит на необитаемом острове, главные герои обычно окружены множеством людей, которые не имеют особенного влияния на ход истории. Фактически они являются лишь частью фона нашего произведения. Они могут выполнять какие-то незначительные функции (сообщить герою новость, подвести его до места действия, наступить на ногу в трамвае, стащить в давке кошелек и т.д.), но после этого неизменно исчезают из поля зрения. Главный герой не может находиться в абсолютном вакууме, вокруг него всегда присутствуют люди, создающие подвижный фон, динамичную обстановку произведения, иначе происходящее просто не будет реалистичным. Очень важно, что эти второстепенные персонажи не привлекают к себе излишнего внимания, не мешают восприятию событий и самого героя.

Однако не всегда удается выдержать правильный баланс между главными и второстепенными персонажами. Иногда образ какого-то незначительного лица получается настолько ярким, что он начинает «стягивать одеяло на себя», отвлекать читателя от основного направления истории. В таком случае писателю следует хорошенько подумать, почему так получается? Быть может, влияние этого персонажа следует сократить, вплоть до того, чтобы вообще исключить его из текста, а может, разумнее было бы несколько изменить сюжет, выделив удачному яркому образу больше свободного пространства, сделать его одним из главных действующих лиц? Этот вопрос автор должен решить самостоятельно, исходя из общего замысла, идеи произведения.

Но в целом, конечно, основная роль второстепенных персонажей – создавать живой фон произведения.

Стереотипность.

Чем, по большому счету, главный герой литературного произведения отличается от обычного человека? В подавляющем большинстве случаев тем, что герой способен на те поступки, на которые никогда не отважился бы обыватель. Именно поэтому он и герой. Но с другой стороны герой может быть героем только на фоне простых людей, только в сравнении с их стереотипностью он может продемонстрировать свой героизм (способность отойти от привычных правил и норм, нарушить запреты, проявить отвагу и т.д.). Соответственно, роль второстепенных персонажей в истории – это еще и демонстрация стереотипов общества

. То есть второстепенные персонажи в любом произведении – это типичные представители социума, носители его стереотипов. И как только какой-то из героев нарушает эти самые стереотипы, он невольно привлекает к себе внимание читателя. Этим тонким моментом автор должен пользоваться как при работе над главными действующими лицами.

Однако данные суждения ни в коем случае не означают, что второстепенные персонажи должны быть безликими и похожими друг на друга. Вовсе нет. Им тоже вполне позволительно нарушать стереотипы, только делать это они должны поодиночке, а не все сразу.

Эксцентричность и юмор.

В персонажах, не претендующих на главные роли, тоже должна присутствовать индивидуальность – мелкие, но яркие детали сделают повествование более интересным и полным, зададут настроение, а иногда и добавят юмора. Думаю, не секрет, что зачастую главными приколистами в художественных произведениях выступают не главные герои, а именно второстепенные персонажи. От главных действующих лиц традиционно ожидают серьезных героических поступков, спасения мира и прекрасных дев, а вот от второстепенных ничего особенного не требуется, поэтому и юморить им можно вволю. Поэтому эксцентричное поведение эпизодических ролей – это именно тот ресурс, при помощи которого писатель может сделать собственный текст более ярким и интересным. Об этом не следует забывать.

Здесь же можно упомянуть и об «одержимости» – крайнем варианте эксцентричности, при котором второстепенный персонаж ведет себя слишком навязчиво или слишком эмоционально реагирует на какие-либо события.

Отсюда вытекает и третья функция второстепенных персонажей – это работа по кратковременному развлечению аудитории

. Автор имеет возможность сделать второстепенный персонаж сколь угодно эксцентричным, ведь тот, по сути, не влияет на развитие сюжета, но вместе с тем, подобные яркие образы делают текст более интересным и запоминающимся.

Преувеличение.

Момент преувеличения при работе над эпизодическими ролями имеет своей целью все то же развлечение читателя по ходу повествования, создание у него ярких эмоций, не связанных напрямую с основной идеей произведения. В общем, всего того спектра ощущений, что уже обсуждался чуть выше, в предыдущем пункте о юморе и эксцентричности.

Основной метод здесь – это намеренное преувеличение отдельных черт характера второстепенного персонажа: жестокости или доброты, непосредственности или расчетливости.

Но почему, спрашивается, для этих целей используется именно преувеличение? Почему бы просто не нарисовать обычного персонажа, наделенного этой самой расчетливостью? Все дело в том, что гипертрофированность дает возможность заострить внимание именно на нужной черте, легко выделить ее на общем фоне посредственности.

Как это может работать? Например, в виде простого трюка, когда второстепенный персонаж сначала излучает гипертрофированную невинность и мягкость, а затем в нужный для себя момент выделяется уже преувеличенной расчетливостью. Как вы понимаете, игра на контрастах понятна всегда и везде. И чем больше величина контраста, тем обычно сильнее производимый им эффект.

На этом все на сегодня. Мы разобрали три основные функции второстепенных персонажей: создание фона, обрисовка стереотипов, развлечение читателя через эксцентричность и юмор

. Надеюсь, это поможет вам более вдумчиво подходить к вопросу прорисовки своих персонажей. Жду ваших комментариев и мнений! До скорой встречи!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

LiveInternetLiveInternet

Все мы знаем, что в основе любой истории лежат ее персонажи. Вопрос в том, сколько и каких именно персонажей вам нужно ввести в произведение? Некоторые авторы считают, что для создания хорошего сюжета достаточно протагониста (глазами которого мы видим происходящее) и антагониста или антагонистической силы (чьи цели и желания противоречат целям и желаниям главного героя). Такая простота сюжета часто хорошо видна на примере коротких рассказов, где подбор персонажей происходит по принципу «чем меньше, тем лучше». Однако, когда речь идет о больших формах вроде романа, введение второстепенных героев добавит истории глубину, помогая вам привести сюжет к его логическому завершению. Проработка второстепенных персонажей, как и любой другой аспект работы писателя, таит в себе неограниченные возможности для полноценной реализации сюжетной задумки. Ниже мы приведем несколько распространенных вспомогательных ролей, которые пригодятся в любой истории. Конечно, данный список далеко не исчерпывающ, однако, надеемся, достоин вашего внимания. Приятель Этот персонаж представляет собой верного друга, который всегда рядом с протагонистом. Несколько известных примеров: Санчо Панса из «Дона Кихота», Сэм из «Властелина колец» или Рон Уизли из «Гарри Поттера». Искуситель Правая рука антагониста. Этот второстепенный персонаж поможет вам создать ответвления от основного сюжета, добавляя препятствий, с которыми придется столкнуться протагонисту по мере развития истории. Возвращаясь к серии книг «Гарри Поттер», примером искусителя может служить Питер Петтигрю (по прозвищу Хвост), который подчинялся приказам Волан-де-Морта. Скептик Второстепенный персонаж, усложняющий герою достижение его целей. Чаще всего эта роль достается искусителю, но возможны и другие варианты. Иногда в истории есть персонажи, стоящие на пути главного героя и помогающие тем самым антагонисту, но при этом не имеющие к последнему никакого отношения. В «Гарри Поттере» такая второстепенная роль представлена дядей Верноном и тетей Петуньей, а также кузеном Гарри – Дадли. Хотя они никак не связаны с Волан-де-Мортом, они так же пытаются помешать прогрессу главного героя. Движущая сила Эта роль – одна из моих любимых, я часто называю ее «ролью Оби-Вана», потому что Оби-Ван Кеноби – один из моих самых любимых персонажей саги «Звездные войны» (Я имею в виду старые фильмы, конечно же). Роль движущей силы заключается в том, чтобы заставить протагониста действовать и тем самым продвигать сюжет к развязке. Когда главный герой не может выбрать, по какому пути пойти (как Люк Скайуокер в начале 5 эпизода) или застрял и не может принять решение, приходит время движущей силы внести свои пять копеек. Как бы там ни было, вовсе не обязательно, чтобы этот второстепенный персонаж решал все сомнения протагониста. Куда более интересно будет, если герой получает от него лишь намеки, которые приводят его к выводу, какой же путь выбрать. Это лишь небольшой толчок; окончательное решение остается за главным героем (в противном случае, он не приобретет опыт и не сделает надлежащие выводы). Во многих случаях роль движущей силы возлагается на архетип старого мудреца (или мудрой старухи), взрослого персонажа с опытом и знаниями, являющимися ключом к решению проблем главного героя. Однако, дела не обязательно должны обстоять именно таким образом. Иногда невинный комментарий глупенького второстепенного персонажа может таить в себе информацию, необходимую для решения дилеммы или принятия решения. Наставник Этот второстепенный персонаж заслуживает особенного внимания, поскольку он не только помогает разрешить конфликт протагониста (эту функцию так же выполняет движущая сила), но и указывает главному герою путь (на более длительный период, нежели движущая сила) и делится с ним своим знаниями в критической ситуации, чтобы вернуть его на путь истинный. Примером такого персонажа служит аббат Фариа из «Графа Монте-Кристо». Смешанный персонаж Не все в этом мире делится на белое и черное, вот и второстепенные персонажи, о которых мы упомянули, не обязательно должны выполнять только одну роль. Иногда следует смешивать различные типы героев, чтобы создать новые роли и придать истории глубину. Роль псевдо-злодея является ярким примером того, как работает такой смешанный персонаж: искуситель (помощник антагониста) ближе к концу истории искупает свои грехи и становится движущей силой или верным товарищем, который помогает главному герою достичь своей цели. Разумеется, выше приведены только самые распространенные типы второстепенных персонажей, в то время как их можно создать гораздо больше. А самих персонажей выбирать следует исключительно исходя из того, какую именно историю вы хотели бы создать. Автор: Iria López Teijeiro Перевод: Татьяна Старцева Редактура: Ярина Катич Хотите читать больше подобных статей? Заглядывайте в ❖ Lamish ❖ место, где живут истории ❖

Определение — второстепенный член

Определение – это второстепенный член предложения, который всегда относится к существительному, местоимению или части речи, которое в конкретном случае выступает в роли существительного.

Определение отвечает на вопросы – «Какой?», «Который?» и «Чей?».

Все определения делятся на категории:

  1. СОГЛАСОВАННЫЕ – относятся непосредственно к члену предложения в различном падеже, числе и роде. В этой роли часто выступают прилагательные, причастия, числительные и местоимения. Мама мыла грязные (какие?) окна. Он спал уже восьмой (какой?) час.
  2. НЕСОГЛАСОВАННЫЕ – выражаются в виде существительных, сравнительных прилагательных, наречий и глагола в форме инфинитива. Он отдыхал в доме родителей (чьем?).

К определениям также относятся слова существительные, которые пишут с основными через дефис, или являются названиями, которые употребляются часто в кавычках. Например, город-герой, Архип-кузнец, газета «Московский комсомолец».

Характеристика героев

Хотя комедия написана в традициях классицизма, характеристика героев в «Недоросле» лишена шаблонности, свойственной этому литературному направлению. Еще видно четкое деление действующих лиц на положительных и отрицательных, но образы получились не схематичными, а живыми, с яркими индивидуальными чертами.

Госпожа Простакова

Один из центральных персонажей пьесы «Недоросль» – Простакова. Это, пожалуй, самый живой и неоднозначный персонаж.

Дворянка по происхождению, госпожа Простакова владеет поместьем в глубинке России. Полностью подчинив мужа, она распоряжается всем в доме и сама ведет хозяйство. Помещица жестока с крепостными, оскорбляет и бьет их, наказывает за любую провинность.

Простакова невежественна. Знания и учеба для нее – пустая трата времени. Сыну она решает дать образование лишь потому, что это модно и необходимо, чтобы поступить на государственную службу. При этом Простаковой нельзя отказать в уме и хитрости. Именно она придумала план похищения Софьи.

При всех отрицательных чертах характера Простакова искренне любит сына. Он смысл ее жизни. Ради него она готова на все. Но слепая материнская любовь лишь вредит Митрофану.

Господин Простаков

Терентий Простаков – муж госпожи Простаковой и отец Митрофана, провинциальный помещик. У него говорящая фамилия. Это простой, недалекий человек, не имеющий собственного мнения, безвольный и не способный принимать самостоятельные решения. Он полностью подчинился активной и деятельной жене, стал ее тенью. Безвольный помещик позволяет ей оскорблять и даже бить себя. Простаков всей душой любит сына, даже несмотря на то, что тот грубит ему.

Митрофан

Митрофан – один из главных действующих лиц, сын Терентия Простакова и его жены, юноша 15 лет, недоросль. Учебу он считает бесполезной тратой времени. 4 года занятий с домашними учителями прошли для него даром.

Митрофан груб и бессердечен. Он не уважает отца и не питает к нему теплых чувств. С матерью он ласков и почтителен до тех пор, пока она исполняет его прихоти. Когда помещица оказалась в беде и потеряла свою власть, он отворачивается и от нее. Крепостных избалованный юноша не считает за людей и при любом случае оскорбляет их. Даже няню Еремеевну, которая любит его всей душой и защищает до последнего, он обижает без малейшего раскаяния. С учителями он груб и непочтителен.

Митрофан перенял от дядюшки Простакова любовь к свиньям. Небезразличны ему и деньги. Юноша хочет жениться на Софье, узнав, что та получит богатое наследство от Стародума.

Скотинин

Тарас Скотинин – брат госпожи Простаковой. Он провинциальный помещик, дворянин. Скотинин необразован, гордится, что за всю жизнь не прочитал ни одной книжки. Он груб и жесток, особенно со своими крестьянами, которых колотит за любую провинность. Зато в его деревнях созданы все условий для свиней, главной любви и страсти в жизни Скотинина. К ним он относится лучше чем, к людям.

Софья

Софья происходит из просвещенной дворянской семьи. После смерти родителей она попадает в семью Простаковых, дальних родственников, где ей приходится несладко.

Софья в переводе с греческого означает «мудрость». Ум, рассудительность – главные качества героини. Девушка получила хорошее образование, любит читать. К тому же у нее доброе, отзывчивое сердце.

Она искренне любит Милона и ценит заботу дядюшки Стародума. Софья смиренно терпит издевательства Простаковой, но ее нельзя назвать безропотной. За свою любовь и право самостоятельно выбирать мужа она готова бороться до последнего.

Стародум

Представления Фонвизина об идеальном наставнике и воспитателе воплотились в образе Стародума. Это опекун Софьи и ее дядя. Стародум – сильная личность, но он не стремится подчинить себе племянницу. С девушкой он разговаривает на равных, советует, объясняет, но не приказывает, не пытается давить на нее. Он мудрый наставник и друг для нее.

У Стародума говорящая фамилия. Она сложилась из сочетания 2 слов: «старый» и «думать». Старый – это не столько указание на возраст героя, сколько на его приверженность «старым» ценностям эпохи Петра I, на привычку думать по-старому. Стародум убежден, что долг дворянина – служить Отечеству.

Он не гонится за наградами, а старается делать все по совести. На войне герой не смог заслужить ордены и звания, хотя был тяжело ранен в бою. Оказавшись при дворе, он также не смог получить чинов и привилегий. Но Стародум ни о чем не жалеет.

Для него главное не нажить богатство и получить звания, а остаться честными и благородным человеком с незапятнанной совестью. Не найдя места в современном обществе, герой уезжает в Сибирь, где без хитрости и обмана, честным трудом сколачивает свое состояние.

Стародум прямодушен и искренен, может быть резок, особенно если видит несправедливость. Он не терпит в людях лжи, грубости и подлости. При этом он великодушен и готов прощать ошибки.

Милон

Один из положительных персонажей пьесы – Милон, возлюбленный Софьи. Это образцовый офицер, очень добрый и благородный. Несмотря на молодость, уже показал себя с лучшей стороны в деле, на поле боя. Он смелый и отважный, неустрашимый. Готов отдать жизнь за Отечество.

Успехи на военном поприще не сделали Милона высокомерным. Он остается скромным и почтительным с окружающими. Старается всегда говорить правду и в людях ценит искренность и прямоту.

Милон искренне любит Софью и относится к ней с уважением. Его не интересует приданное девушки, он ценит ее внутренние качества, прекрасную и чистую душу. Софья отвечает взаимностью молодому офицеру.

Тришка

Тришка – один из ярких второстепенных персонажей пьесы, несмотря на то, что появляется по ходу сюжета лишь один раз – в начале 1-го действия. Он слуга в семействе Простаковых. В их доме он выполняет обязанности портного. Характеристика Тришки в пьесе дается устами Простаковой. По ее словам, он мошенник, вор, скот.

Но вскоре становится понятно, что так помещица относится ко всем своим слугам. Тришка же на деле оказывается умнее и благороднее своей госпожи. Он не глуп, сообразителен, сам выучился портняжному мастерству. Тришка – один из немногих не боится возражать Простаковой и умеет постоять за себя, хоть и не раз был наказан за это.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]