4.08.2021

Новости

04.08.2021 Регистрация кандидатов на выборах в Госдуму

04.08.2021 Муниципальные кампании

04.08.2021 Внимание! Аккредитация СМИ

03.08.2021 Регистрация кандидатов на выборах в Госдуму

03.08.2021 Бюллетени на довыборах в Законодательное Собрание

03.08.2021 Финансирование кампаний кандидатами в депутаты Госдумы

03.08.2021 Первые заявления по «Мобильному избирателю»

02.08.2021 Прием заявлений по «Мобильному избирателю»

02.08.2021 Регистрация кандидатов

30.07.2021 Итоги заседания

Уроки пандемии


Как могут быть связаны между собой коронавирус и солидарность? Напрямую, убеждена доктор политических наук, профессор МГУ Наталия Григорьева. В ее статье анализируются взаимоотношения человека и общества в условиях пандемии. На примере Японии показано, как простые правила могут предотвратить распространение заболевания. Автор выяснил, какой урок преподал всему миру этот вирус и объединилось ли общество перед общим врагом.

Проект «Солидарность»

В конце января 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила COVID-19 пандемией. Позже ВОЗ был разработан проект «Солидарность». В нем, в частности, речь идет о международных клинических исследованиях, призванных помочь в поиске эффективного лечения.

Предполагалось, что пандемия должна была вызвать солидарность и концентрацию усилий по минимизации смертности, защите уязвимых групп населения. Таким образом, вновь была затронута тема солидарности, которая трансформировалась в вопрос, как действовать в новых условиях.

Хотя ранее казалось, что солидарность – это забытая тема в политической теории, она превратилась в натуженное дополнение к экономической интеграции. Но выяснилось: это далеко не так, особенно в ситуации, когда актуальным стал вопрос о том, что движет людьми, сообществами, государствами в сложных эпидемических условиях, могут ли они действовать солидарно, как единая социальная сила.

Злая шутка

Кризис, вызванный распространением коронавируса, – беспрецедентный пример попытки запуска механизмов неподдельной солидарности в современных условиях как на международном, так и национальном уровнях.

Но основная проблема заключается, скорее всего, в том, считает профессор, что ситуация показывает дисбаланс коллективного и индивидуального. Недостаток в повседневности коллективной жизни приводит к тому, что индивидуализм превращается в атомизацию. То есть наблюдаются распад традиционных связей в обществе, социальное разобщение. Появляются люди, социальные связи которых носят обезличенный характер, а такие ритуалы, как семейный обед или ужин, совсем исчезают из жизни.

Высокий индивидуализм из-за отсутствия компенсации развитой коллективной жизни начинает приобретать форму агрессивной конкуренции, в чем-то зависти. Это всё типичные симптомы атомизации, то есть симптомы общества, в котором каждый сам за себя.

Пандемия сыграла с людьми злую шутку. Она изолировала пожилых, нарушив их устойчивые и очень значимые в силу возрастной ограниченности социальные связи. Отправила школьников и студентов на дистанционное обучение, лишив социализации. Сместила привычное деление «дом» и «работа», превратив дом в сложную схему трудовых и межличностных взаимоотношений. Оказалось, что дом из места, где человеку комфортно и спокойно, может превратиться в место изоляции и негатива.

Одно из изменений, которые ожидают мир, – это неактивированный ранее эпидемиологический взгляд на общество, который сфокусирован на рассмотрении общества как совокупного целого.

Журнал «Финансы и развитие» опубликовал в июне 2020 года подборку мнений шести известных аналитиков, которые отвечали на один и тот же вопрос: «Как изменится мир после COVID-19?».

– Каждый из них отметил, что самый важный урок, преподнесенный миру пандемией, состоит в необходимости совместного решения проблем, затрагивающих всё человечество. Только работая сообща, мы способны на большее, чем в одиночку, – приводит пример автор.

Эксперты отмечали вероятность долгосрочных перемен в отношении подходов к оказанию государственными институтами содействия гражданам через систему социальной защиты и более инклюзивный общественный договор.

Государственные инвестиции в сферу услуг по уходу, образованию, здравоохранению могут стать стимулирующей базой для сокращения неравенства.

Отдельно подчеркивался факт снижения доверия со стороны граждан к институтам, особенно в результате медленных или недостаточных ответных мер.

– Эксперты отмечали, что доверие в наши дни можно заслужить двумя качествами: компетентностью и этичным поведением. Сейчас ни один институт граждане не считают одновременно компетентным и этичным. Модель доверия поменялась с вертикальной, зависящей от традиционных лидеров, на горизонтальную, при которой люди больше доверяют друзьям, родственникам и таким же людям, как они сами, – добавила профессор.

Дискуссия о ценностях

В случае с COVID-19 опасность заражения – риск не только и не столько индивидуальный, сколько коллективный. Взгляд через эпидемиологическую призму позволяет сместить акцент с индивидуального опыта на сферы ответственности, связанные с объединяющими людей реалиями.

– Все мы – единое и очень глубоко связанное целое. И это понимание должно остаться с нами и после того, как кризис пройдет. Пандемия подтолкнула к осознанию потребности в коллективных действиях практически на всех уровнях, – отмечает Наталия Григорьева.

Наряду с привычными технико-экономическими объединяющими факторами вскрылся огромный потенциал механизмов сотрудничества, имеющих не технологическое обоснование, но социальную и гуманитарную природу.

Волонтерские организации, СМИ, образовательные институты стали активными драйверами консолидации в преодолении пандемии и ее последствий.

С точки зрения государственного управления урок, который следует извлечь из опыта начала и развития пандемии, заключался в том, что компетентные, сильные и пользующиеся доверием институты могут существенно повлиять на общественность с точки зрения защиты здоровья населения и сохранения жизни граждан. 

– Пандемия вновь возродила дискуссии о системе человеческих ценностей. В последние годы этой теме уделялось мало внимания или она обсуждалась исключительно в контексте прав человека и основных ценностей современной демократии, – говорится в статье.

Пандемия оказала травмирующее воздействие на жизни многих людей, будь то болезнь, тяжелая утрата или потеря заработка. При этом соответствующие факторы уязвимости взаимодействуют между собой.

Хорошо организованные и сплоченные общества проявили себя гораздо лучше, чем атомизированные. Однако некоторые эксперты считают, что атомизация общества будет и дальше возрастать, имея разные проявления.

Управление рисками

COVID-19 многому научил и государства, и самих граждан, когда они оказались в ловушке условий, мер и собственного поведения. Пришло время отчетов о проделанной работе и извлечения уроков из индивидуального и коллективного опыта. Это требует сосредоточения внимания на вещах, на которые мало обращали внимание еще не так давно.

Стандартные государственные процессы предполагают предсказуемость, полагаются на достижение согласия в отношении вероятного наступления событий в будущем и разбивают процесс принятия решений на узкие ведомственные сферы.

В такой ситуации они, по большому счету, не способны эффективно управлять рисками, которые выходят за рамки подобного деления и являются по своей природе непредсказуемыми.

Кризис служит откровением в более буквальном смысле. За счет него коллективное внимание общества теперь сконцентрировано на множестве несправедливостей и недостатков, которые существуют в современном мире. Если раньше люди могли не замечать подобных проблем, то теперь их трудно игнорировать.

Японская система

Еще в начале общей заболеваемости власти Японии запустили профилактическую кампанию, название которой в переводе значит «Избегайте трех “З”: закрытых помещений с плохой вентиляцией, заполненных людьми мест, задушевных разговоров лицом к лицу».

Японцы рано увидели кластерный характер распространения коронавируса и активно выявляли первораспространителей. На помощь властям пришли традиции, которые бережно сохраняются и являются естественным атрибутом поведения японцев в быту. В первую очередь речь идет о масках.

В ноябре 2020 года профессор Института экономических исследований Университета Хитоцубаси (Токио) Кадзухиро Кумо во время своего выступления на открытом ученом совете предложил участникам встречи сравнить две фотографии и найти разницу между ними. Обе были сделаны утром, когда японцы спешат на работу. Фотографии казались почти одинаковыми, практически все люди в масках. Разница была лишь в том, что одна фотография была сделана осенью 2013 года, а другая – в это же время в 2020 году.

В Японии гражданам не запретили выходить на улицу, но рекомендовали быть дома, и они это сделали. Вместо бесплодных тревог дисциплинированные японцы предпочитают следовать инструкциям, соблюдая простые правила.

Япония не стала следовать призыву ВОЗ «тестировать, тестировать, тестировать». Тест делают только в том случае, если исключены все другие инфекции. Основное внимание при проведении тестов направлено на пожилых и людей с хроническими заболеваниями, а также на тех, кто входит в группы риска (врачи и обслуживающий медперсонал).

Три правила

Своим примером Япония показала, как много значат принцип прозрачности и самосознание людей, четкая логистика здравоохранения, равный доступ к медицинской помощи, гарантия того, что медицинские услуги получит каждый. Всё это вместе показывает степень солидарности общества.

– Чтобы сократить контакт между инфицированным или неинфицированным человеком, необходимы сотрудничество всего населения, та самая солидарность, признание важности коллективного над индивидуальным, что, к сожалению, непросто повторить во многих других странах, – отмечает автор исследования.

Сохраняя спокойствие, выполняя простые правила и действуя по инструкции, можно обезопасить себя и помочь другим не заболеть. Поэтому к рекомендациям японцы отнеслись со всей серьезностью.

Они массово включили гигиенический режим, идущий из глубины времен, и следовали трем основным правилам: «Угай, тэ-арай, суймин» (полоскать горло, мыть руки, высыпаться). Это, в свою очередь, было закреплено своеобразной триадой – исполнительность, ответственность, законопослушность.

По материалам cyberleninka.ru

Фото с сайтаcnbc.com

Голосование

Как вы относитесь к возможности голосования на выборах губернатора в течение трех дней?

Всего голосов: 46






Видеоновости