4.08.2021

Новости

04.08.2021 Регистрация кандидатов на выборах в Госдуму

04.08.2021 Муниципальные кампании

04.08.2021 Внимание! Аккредитация СМИ

03.08.2021 Регистрация кандидатов на выборах в Госдуму

03.08.2021 Бюллетени на довыборах в Законодательное Собрание

03.08.2021 Финансирование кампаний кандидатами в депутаты Госдумы

03.08.2021 Первые заявления по «Мобильному избирателю»

02.08.2021 Прием заявлений по «Мобильному избирателю»

02.08.2021 Регистрация кандидатов

30.07.2021 Итоги заседания

Демократизация по-советски


Мы уже писали о том, как проходили выборы в первую Государственную Думу Российской империи. В этом материале расскажем о выборах народных депутатов СССР в 1989 году. Тогда сравнительно небольшие изменения в избирательном законодательстве создали условия для реальной политической конкуренции и положили начало демократизации политической системы страны.

На пути к реформе

Основная реформа советской избирательной системы началась в период перестройки. Во второй половине 1980-х часть высшего партийно-государственного аппарата, осознав необходимость перемен, вступила на путь реформ.

В 1987 году на январском пленуме генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев предложил внести коррективы в избирательную систему, подготовить соответствующий законопроект и всенародно его обсудить.

Первым практическим шагом на пути к избирательной реформе стал проведенный в 1987 году эксперимент на выборах в местные советы народных депутатов. Мировая политическая теория и практика к этому времени накопили большой опыт как применения различных избирательных систем, так и введения выборов на конкурсной основе.

Известный специалист в области избирательных систем профессор Рейн Таагепера из Калифорнийского университета говорил, что введение свободных выборов с несколькими кандидатами должно происходить медленно и постепенно, не менее чем в течение пяти лет.

Практика выборов с несколькими кандидатами без подготовки вела к разочаровывающим результатам, так как ни избиратели, ни кандидаты, ни официальные лица просто не знали того, как действовать в новой ситуации. Итог такого положения – неразбериха, анархия, разочарование народа в свободных выборах и даже военные перевороты.

Подопытные выборы

Эксперимент 1987 года имел значение для перехода к свободным выборам. В феврале 1987 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял указ «О выборах в местные Советы народных депутатов РСФСР» и постановление Президиума ВС РСФСР «О проведении в порядке эксперимента выборов в местные Советы народных депутатов РСФСР по многомандатным избирательным округам».

Президиумам верховных советов автономных республик, исполкомам областных и краевых советов предлагалось во время выборов в местные советы провести эксперимент на территории одного из районов. Эксперимент по выборам в районные, городские (городов районного подчинения), поселковые и сельские советы охватил 5% районов страны.

Во время выборов 29 марта 1987 года были сформированы многомандатные округа, на собраниях по выдвижению кандидатов в депутаты рассматривалась, как правило, не одна, а несколько кандидатур по избирательному округу. В избирательных бюллетенях стали указываться место работы, должность или род занятий кандидата в депутаты.

Кроме того, в составе избирательных комиссий появились представители сельских, уличных, домовых комитетов, советов женщин, ветеранов войн и труда. Списки избирателей составляли при участии участковых комиссий.

Кабины для тайного голосования стали устанавливать таким образом, чтобы голосующие обязательно проходили через них. В каждом округе выдвигался один дополнительный кандидат (свыше числа замещаемых мандатов).

Большой спрос

Более чем на 94 тысячи мест народных депутатов СССР были выдвинуты свыше 120 тысяч кандидатов. По итогам выборов 599 кандидатов не получили требуемого числа голосов и не были избраны. Кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов, при превышении необходимого минимума 50% плюс один голос становились депутатами.

Другие кандидаты, получившие больше половины голосов, становились резервными депутатами и могли участвовать в работе совета с правом совещательного голоса. При выбытии одного из депутатов по округу резервный депутат становился основным без проведения дополнительных выборов.

Не только в экспериментальных, но и во многих других избирательных округах на предвыборных собраниях выдвигалось и обсуждалось более одной кандидатуры в депутаты.

В местных советах было 2 миллиона 322 тысячи депутатских мест. А на предвыборных собраниях выдвинулись около 4 миллионов кандидатур. Но в бюллетень для голосования по-прежнему, за редким исключением, включалось по одному кандидату.

Широко обсуждалась проблема так называемого «сита». Дело в том, что при выдвижении по многомандатным округам разными общественными организациями, трудовыми коллективами, сходами граждан одновременно избирались представители на окружное совещание. Это совещание одобряло или корректировало список кандидатов по округу, иногда отсеивая неугодные кандидатуры.

Важные новшества

Решающий шаг на пути реформирования политической и избирательной системы сделала XIX Всероссийская конференция КПСС, проходившая с 28 июня по 1 июля 1988 года. Резолюция «О демократизации советского общества и реформе политической системы» предусматривала неограниченное выдвижение кандидатур, широкое и свободное их обсуждение.

Кроме того, документ предусматривал включение в избирательные бюллетени большего числа кандидатов, чем имеется мандатов, строгое соблюдение процедуры выборов, регулярную отчетность депутатов и возможность их отзыва.

Сессия Верховного Совета СССР 1 декабря 1988 года приняла закон СССР «О выборах народных депутатов СССР». В избирательной системе появился ряд весьма существенных новшеств. В частности, вводились выборы на конкурентной основе, то есть вместо «выборов без выбора» конституционно была закреплена возможность выбора депутатов в одномандатных округах из нескольких кандидатов. В политический лексикон вошло сочетание «альтернативные выборы», «альтернативные кандидаты».

Реальная практика показала, что в 399 территориальных и национально-территориальных избирательных округах (более 25%) на выборах депутатов съезда народных депутатов в 1989 году было выдвинуто по одному кандидату, причем в 13 округах эти выборы были признаны несостоявшимися.

Причина в том, что статья 38 закона о выборах гласила: «К регистрации представляется любое число кандидатов», а в эту формулу укладывается и 100, и один кандидат.

Кроме того, участники собраний могли выдвигать любую кандидатуру, в том числе и свою – появилось самовыдвижение. Впервые выдвижение кандидатов в депутаты собраниями по месту жительства стало конституционной нормой. В таком собрании должны были участвовать 500 избирателей, проживающих на территории избирательного округа. Сохранялось право выдвижения кандидатов за трудовыми коллективами и общественными организациями.

Новые возможности

Обсуждение деловых и личных качеств кандидатов стало важным элементом избирательной кампании. Агитация могла вестись как «за», так и «против», как на собраниях, так и в средствах массовой информации. Право агитации отсутствовало в Конституции СССР 1936 года, не было четко прописано в Конституции СССР 1977 года.

Кандидаты в депутаты получили право выступать с программой своей будущей деятельности, а не присоединяться к «нерушимому блоку коммунистов и беспартийных». Но программы кандидатов не должны были противоречить Конституции и советскому законодательству. Началось соревнование программ (и списывание их друг у друга), но избиратели получили возможность делать вполне осознанный выбор. Возникли условия для возрождения реальной политической конкуренции, борьбы.

У представителей СМИ, трудовых коллективов, общественных организаций, собраний избирателей, доверенных лиц появилась возможность присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, в том числе при регистрации кандидатов в депутаты, подсчете голосов на избирательном участке, определении результатов выборов по округу и подведении общих итогов выборов.

Работа избирательных комиссий оказалась под пристальным общественным контролем. Избирательные ящики должны были устанавливаться так, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно бы проходили через кабины или комнаты для тайного голосования.

Отмена «сита»

В сравнении с недавними советскими временами в развитии избирательной системы произошли значительные изменения. Но в 1987–1988 годах в стране уже наметилось возрождение многопартийной системы. Некоторые организации называли себя неформальными. Кто-то напрямую заявлял о своем антисоветизме и антикоммунизме. Какие-то объединения действовали полулегально, фактически явочным порядком. Но для всех общественно-политических сил страны предстоявшие выборы должны были стать «моментом истины».

Новое избирательное законодательство подверглось широкому общественному обсуждению, в котором было немало критических моментов. Уступкой консервативным силам считалось сохранение «сита» – окружных предвыборных собраний. Критики считали, что на этом уровне у правящей КПСС было немало организационных рычагов и приемов для отсеивания неугодных кандидатов в депутаты. Участники таких собраний хорошо помнят нервную обстановку и ощущение того, что кто-то «дергает за ниточки».

Впоследствии Верховный Совет СССР постановлением «О проекте Закона СССР об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР по вопросам избирательной системы» от 24 октября 1989 года исключил конституционную норму о проведении окружных предвыборных собраний.

Пять человек на место

Постановлением «О назначении выборов народных депутатов СССР» Верховный Совет СССР, доживавший свои последние месяцы, назначил выборы на 26 марта 1989 года. Была сформирована Центральная избирательная комиссия в составе 34 человек.

Среди ее членов были 14 женщин, семь рабочих, четыре партийных руководителя, летчик-космонавт, писатель, врач и другие, но только два юриста. Состав комиссии явно не соответствовал сложности ситуации и вызывал подозрение по поводу того, что выборную кампанию вновь будет негласно проводить и направлять партийно-государственный аппарат.

Выборы народных депутатов СССР весной 1989 года резко подняли градус политической жизни советского общества. После выборов в Учредительное собрание (12 ноября 1917 года) вновь можно было говорить о более-менее свободных выборах.

Казалось, что эпоха «выборов без выбора» закончилась. На 1500 мандатов народных депутатов СССР претендовали 7500 человек (выборы проходили в одномандатных избирательных округах).

Даже на пленумах общественных организаций на 750 предоставленных мест обсуждались 2049 кандидатур. В 953 избирательных округах баллотировались по два кандидата. В 109 их было по три. Но в 384 округах было по одному кандидату, что не противоречило закону о выборах.

Патриотический долг

СССР был огромной страной. Электоральная ситуация была разной и зависела от многих факторов. В Закавказье и Средней Азии альтернативность в выборах была меньшей, чем в Москве, Ленинграде, Прибалтике, центральных районах. Но активность в день голосования оказалась разной.

Основные выборы прошли 26 марта 1989 года. Были избраны 1958 народных депутатов СССР из 2250. Предстояло избрать еще 292 депутата, в том числе от общественных организаций – 18, от территориальных избирательных округов – 160, 114 – от национально-территориальных округов.

Главным итогом выборов высшее руководство страны и официальные средства массовой информации считали то, что народ в общем и целом поддержал курс на перестройку и обновление общества. В голосовании приняли участие 172840130 человек, или 89,9% всех избирателей.

Довыборы и повторные голосования в ряде избирательных округов прошли в апреле и мае 1989 года. Состав Первого съезда народных депутатов СССР по основным группам существенно отличался от состава Верховного Совета СССР. В нем появились священнослужители, сельские арендаторы, руководители арендных коллективов и кооперативов.

По материалам rcoit.ru

Фото с сайта news.myseldon.com

Голосование

Как вы относитесь к возможности голосования на выборах губернатора в течение трех дней?

Всего голосов: 46






Видеоновости