4.08.2021

Новости

04.08.2021 Регистрация кандидатов на выборах в Госдуму

04.08.2021 Муниципальные кампании

04.08.2021 Внимание! Аккредитация СМИ

03.08.2021 Регистрация кандидатов на выборах в Госдуму

03.08.2021 Бюллетени на довыборах в Законодательное Собрание

03.08.2021 Финансирование кампаний кандидатами в депутаты Госдумы

03.08.2021 Первые заявления по «Мобильному избирателю»

02.08.2021 Прием заявлений по «Мобильному избирателю»

02.08.2021 Регистрация кандидатов

30.07.2021 Итоги заседания

Связь с молодежью


Кандидат социологических наук, доцент Государственного университета управления (Москва) Анна Комарова считает, что в современном российском обществе образовался глубокий разрыв между политической деятельностью и активной коммуникацией с молодежью. Проводя исследование, она выясняла, откуда молодые люди черпают политическую информацию, что для них является главным ценностным ориентиром и какими они хотят видеть политических лидеров.

Парадоксальная ситуация

Россия столкнулась с глобальными вызовами современности – в стране нет ключевой идеи, способной объединить население. Обществу необходима солидарность, особенно во время экономической и, что сейчас очень актуально, эпидемиологической нестабильности.

Политические лидеры являются той силой, которая способна донести до людей ценности и ориентиры, смыслы жизни, показать путь в будущее, повести за собой. Всё это способствует преобразованиям в общественной, политической и экономической жизни общества.

– Можно сказать, что в России сложилась парадоксальная ситуация. Реальные политики не могут завоевать сердца молодежи, они старой формации, достаточно возрастные, общаются на другом языке через устаревшие средства коммуникации и способами, которые не воспринимаются в молодежной среде. А популярны среди молодежи блогеры, бизнесмены, – обращает внимание Анна Комарова.

На них подписаны миллионы юношей и девушек, за их жизнью и творчеством следят в социальных сетях, их цитируют и их постами делятся не сверху вниз, а в горизонтальной коммуникации между собой.

Блогеры задают тренды, ценности, моду, стиль общения и как раз коммуницируют на разделяемом молодежью языке, так как сами молоды и находятся, можно сказать, на одной волне с молодежной аудиторией.

Однако зачастую они не имеют никакой политической платформы и либо не занимаются политикой вообще, либо их политическая активность связана лишь с критикой существующей власти и сложившейся формы политического устройства.

Результат развития

В СССР воспитательная функция выполнялась единственной (и единой для всей молодежи) организацией – ВЛКСМ, успешно решавшей кроме идеологических проблем вопросы профсоюзного характера и самоуправления в молодежных коллективах.

– Сейчас искусственно созданные молодежные организации не работают, большинство молодых людей не знает об их существовании или не видит в них смысла. Они оторваны от общества и его задач и не воспринимаются молодежью как социальный лифт, способный вывести их на другую орбиту жизни, – убежден эксперт.

Как и любое социальное явление, молодежная культура возникает не изолированно, а как результат развития господствующей культуры. Однако в связи со своими особенностями молодежь ранее всех начинает фиксировать происходящие в обществе изменения, подстраиваться под них и активно участвовать.

Молодежь в России составляет примерно пятую часть населения. Доля эта в настоящий момент уменьшается, так как поколение 1990-х довольно малочисленно.

Однако традиционно молодые люди – очень активная часть, энергию которой можно использовать в протестных движениях, нарушении общественного порядка, разрушениях, насильственном сломе существующей системы управления государством.

Личное и общественное

Для успешной коммуникации с молодежной аудиторией необходимо прежде всего знать ее особенности, ценности, способы и средства коммуникации.

Объектом исследования выступила молодежь Москвы. Респонденты были поделены на три возрастные группы: 15–19 лет, 20–24 года, 25–29 лет. Им был задан вопрос: «Что вы считаете важным для оценки вашей жизни как успешной?».

Успешность жизни проявляется для молодежи через материальное благополучие, ценности семьи и свободу. Для женской части опрашиваемых семья имеет более высокое значение, чем для мужской (71% против 61% соответственно).

Интересно, что для мужской части респондентов жить в политически и экономически стабильной стране менее важно, чем для женщин. И в целом это высказывание получило минимальное количество положительных ответов опрашиваемых.

– Из этого можно сделать вывод, что личные интересы внутри молодежной группы преобладают над общественными, – говорится в исследовании.

Интерес к политике

Наличие собственного жилья важно для более старшей возрастной группы, что, скорее всего, обусловлено процессом сепарации от родительской семьи. Общение с друзьями, наоборот, наиболее ценно для возрастной когорты 15–19 лет.

Роль карьеры в восприятии успешной жизни молодежью снижается в каждой более старшей возрастной группе. Так, в возрастной группе 15–19 лет 50,7% опрошенных считают карьеру важным показателем успеха, а в группе 25–29 лет таких лишь 29,9%.

Для понимания общей тенденции интереса молодежи к политике был задан вопрос: «Интересуетесь ли вы политикой?». Бесспорное лидерство здесь принадлежит мужской части респондентов – 60,2% ответили «да», доля же девушек, интересующихся политикой, составила 39,8%.

Несмотря на эмансипацию и увеличение количества женщин в политике, даже среди молодежи есть гендерные предпочтения. Так, 36,9% мужчин и 23,6% девушек предпочли бы видеть политика-мужчину, доля же респондентов, предпочитающих политиков женского пола, равняется соответственно 0,8% и 4,7%. Подавляющее же большинство ответивших считают, что гендерная принадлежность не имеет значения.

Каналы медиапотребления

Важнейшим источником получения политической информации для 69,7% респондентов являются социальные сети. Это объясняется возрастающей ролью социальных сетей в коммуникационных процессах в целом, а также вовлеченностью молодежной аудитории в медиапотребление контента социальных сетей.

На втором месте, по данным исследования, стоят новостные онлайн-порталы: РИА «Новости», «Спутник», РБК, «Дождь», «Яндекс» и другие. Их предпочитает молодежь постарше. В основном это уже работающие люди.

– Выяснилось также, что в качестве каналов политического информирования достаточно большую роль играют первичные группы. Почти 45% респондентов источником информации указали семью и друзей. Удивляет тот факт, что для существенной доли опрошенных (30,7%) каналом информирования является телевидение, – добавила кандидат социологических наук.

Страницы медийных личностей в социальных сетях просматривают 37,4% респондентов, причем основная доля потребителей данного контента приходится на возрастную группу 15–19 лет. Газеты, журналы и радио более не являются медиаканалами, привлекающими молодежную аудиторию.

В целом это соответствует и общему тренду медиапотребления в России, доля этих медиа в течение нескольких последних мест показывает отрицательную динамику.

Кто есть кто?

Научный интерес представляет осведомленность молодежи о реально действующих политических лидерах, а также о том, в каких именно видах медиа они следят или не следят за конкретным политиком, откуда черпают информацию.

Для анализа были использованы первые двадцать фамилий наиболее влиятельных российских политиков, по мнению экспертов Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК).

Например, 84,6% респондентов отметили, что они не знают руководителя президентской администрации Антона Вайно, а в экспертном рейтинге он занимает третье место.

Также низкую степень осведомленности опрошенные показали в отношении первого заместителя председателя правительства Российской Федерации Андрея Белоусова (70% никогда не слышали об этом политике, 11-е место в рейтинге самых влиятельных политиков), а также главы ФСБ России Александра Бортникова (70,3%, 13-е место).

Чуть лучше степень осведомленности в отношении Антона Силуанова, Николая Патрушева, Юрия Ковальчука, Сергея Чемезова, однако более половины опрошенных не знают, кто эти люди. Это огромный разрыв, существующий в обществе. Ведь это влиятельные люди, занимающие очень высокие посты в российской политической иерархии. Алексей Навальный и Сергей Фургал, по результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, вошли в топ-10 политиков России в 2020 году, однако в экспертном рейтинге они не занимают никакого места.

Барьеры общения

Основным источником информации для молодежи являются интернет-ресурсы. Максимально наблюдают в цифровой среде и, в частности, через социальные сети за такими политическими лидерами, как Сергей Собянин (67,5%), Дмитрий Песков (67%), Владимир Жириновский (65,3%), Владимир Путин (64,6%), Дмитрий Медведев (61,4%).

Лидерами по обсуждению в кругу семьи являются Владимир Путин, Сергей Шойгу и Михаил Мишустин. Подавляющее число опрошенных (87,5%) считают, что между реально действующими политиками и молодежной аудиторией существуют проблемы коммуникации.

Наименьшее значение опрошенные придают языковому барьеру, разрыву в коммуникации, связанному с использованием другой лексики (25,7%), и гендерному барьеру (33,5%).

Наибольшие коммуникационные проблемы молодежь видит в статусном и финансовом разрыве (75,3%), в разнице ценностных ориентиров (73,1%). Также важным молодежная аудитория считает возрастной (70,5%), культурный (67,7%) и медийный (61,4%) барьеры.

Пожелания молодых

Современные тенденции роста цифровизации общества накладывают существенный отпечаток на протекающие в обществе коммуникационные процессы, в том числе и политические.

Разрыв в средствах коммуникации между молодежными аудиториями и политиками приводит к низкой степени вовлеченности молодежи в политическую деятельность, ее осведомленности, что негативно сказывается на смене элиты.

Молодежь отмечает возрастной барьер как важный для политической коммуникации, им бы хотелось видеть больше молодых, понятных для них политиков. То есть сформировался запрос на политического лидера, приближенного к молодежной аудитории как ценностно, так и медийно.

Молодежь с удовольствием читает блоги, просматривает короткие видео в противовес сухим и длинным классическим политическим новостям.

– Сегодня действительно можно говорить о том, что использование социальных сетей способно положительно повлиять на образ политика или партии, осовременить их. Это приведет к большей степени понимания, принятия, поможет снизить протестные настроения в молодежной среде, – считает автор исследования.

По материалам cyberleninka.ru

Фото с сайта t.me

Голосование

Как вы относитесь к возможности голосования на выборах губернатора в течение трех дней?

Всего голосов: 46






Видеоновости