25.06.2019

Новости

14.06.2019 Назначение выборов

14.06.2019 Ликвидация за неучастие в выборах

14.06.2019 Заседания теризбиркомов

13.06.2019 Итоги заседания

13.06.2019 Всесторонняя подготовка

13.06.2019 Назначение выборов

11.06.2019 С Днем России!

11.06.2019 Обучение участковых комиссий

10.06.2019 Уточнение границ участков

10.06.2019 Работа «молодежки»

Информирование и обучение за рубежом


Член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук Владимир Лысенко в своей статье рассказывает о моделях электорального информирования избирателей, обучения организаторов выборов в государствах – участниках ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе). В материале приводятся конкретные примеры. Некоторые из этих форм уже давно практикуются в России, что-то для нашей страны в новинку.

Каскад и централизация

В одних государствах региона ОБСЕ традиционно используются стандартные формы организации электорального обучения, дополняемые в ряде случаев новыми информационными технологиями, в других – внедряются новые перспективные и эффективные методы. Так, в некоторых странах практикуется так называемое централизованное «каскадное» обучение членов избирательных органов: вышестоящие обучают нижестоящих (Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Беларусь).

Есть страны, при центральных избирательных органах которых создаются специализированные учреждения по обучению избирательным технологиям. Так, в Грузии функционирует Национальный центр обучения, в Молдове – Центр постоянного обучения избирателей, в России – Центр обучения избирательным технологиям. Либо в аппарате указанных органов имеется специализированное подразделение. Например, в Азербайджане создан отдел в структуре аппарата ЦИК, занимающийся вопросами организации обучения участников выборов, избирателей, членов избирательных комиссий. Аналогичное структурное подразделение есть в аппарате Главной избирательной комиссии Литвы.

С 2004 года введена должность представителя руководителя по выборам Канады по связям с общественностью в избирательных округах в качестве промежуточного звена между окружными руководителями и ведомством по выборам. Представитель по связям с общественностью призван организовывать обучение руководителей избирательных участков и осуществлять общий надзор за ходом подготовки и проведения выборов.

При этом в ряде случаев используется международная помощь в организации процесса электорального обучения: в Армении – при проведении 9 декабря 2018 года досрочных парламентских выборов, в Туркменистане – при проведении 25 марта 2018 года парламентских выборов, на Украине – при проведении 26 октября 2014 года внеочередных парламентских выборов и 31 марта 2019 года – президентских выборов.

В других государствах прибегают к децентрализованной модели организации обучения, в частности силами органов исполнительной государственной власти и муниципалитетов при содействии центральных избирательных органов. Такая форма действует в Андорре, Великобритании, Греции, США, Франции, ФРГ.

Муниципалы, судьи и другие

Законодательство некоторых стран прямо закрепляет модель, в рамках которой предусмотрена обязанность по обучению членов избирательных органов. Либо членом избирательного органа может быть назначено лицо, прошедшее соответствующее обучение или являющееся квалифицированным государственным служащим. Так, в Нидерландах в 2012 году в законодательство были внесены изменения, предусматривающие обязательное обучение членов избирательных органов при проведении выборов. В Монголии в соответствии с законодательством в состав избирательных органов назначаются граждане из числа подготовленных государственных (муниципальных) служащих.

В Румынии при проведении выборов председатель участкового избирательного бюро и его заместитель назначаются по жребию из числа судей и юристов, включенных в базу данных Постоянного избирательного совета. При этом кандидаты на указанные должности должны в обязательном порядке пройти предварительное обучение, другие члены участковых избирательных бюро проходят последующее обучение в партиях или иных органах.

В Молдове при проведении 30 ноября 2014 года парламентских выборов ЦИК разработала комплексную программу тренингов и организовала около 450 заседаний с государственными и муниципальными служащими, задействованными в выборах, судьями, наблюдателями от гражданского общества и представителями электоральных конкурентов.

В некоторых странах обучение проводится только в отношении отдельных категорий представителей избирательных органов. Например, председателей соответствующих нижестоящих избирательных органов, либо председателей зарубежных участковых избирательных комиссий, либо председателей и одного из членов участкового избирательного органа. Так, в Ирландии при проведении 26 февраля 2016 года парламентских выборов было организовано обучение только председателей избирательных органов.

У других практикуется обучение силами неправительственных организаций, специализирующихся в области защиты прав человека. В ряде государств более активно начинают использовать дистанционное обучение в онлайн-режиме, интерактивные учебно-методические материалы. В некоторых странах используется конкурсная процедура выдвижения и назначения в состав низовых избирательных органов. Так, на Кипре председатели УИК и их помощники назначаются окружными руководителями выборов из числа государственных служащих, в том числе вышедших на пенсию, а также из числа лиц, не имеющих постоянного места работы либо временно неработающих, но имеющих диплом о высшем образовании.

Передовые подходы

Вместе с тем в отдельных государствах обучение практически не проводится. В других используется программно-целевой подход. При голосовании избирателей через интернет информационно-технологическое обучение организуется и для лиц, которые хотели бы стать «электронными наблюдателями».

В отдельных государствах для привлечения к информационно-разъяснительной кампании среди избирателей используется грантовая система финансирования. Так, в Норвегии министерство по вопросам местного управления и регионального развития распределяло гранты между органами местного самоуправления для информационно-разъяснительной работы среди избирателей-инвалидов.

В Швеции при проведении 19 сентября 2010 года парламентских выборов правительство распределяло гранты между парламентскими политическими партиями с тем, чтобы они провели информационно-разъяснительную работу среди представителей национальных меньшинств и избирателей-иностранцев. Это, по их мнению, способствовало участию граждан в политической жизни страны. В ряде государств проводится информационно-разъяснительная работа с избирателями, которым законодательством предоставляется право принять участие в голосовании не по месту их постоянного проживания (регистрации).

В электоральной практике других государств применяется электронное и интернет-голосование (Швейцария, Эстония), а также технические средства подсчета голосов избирателей (Болгария, Кыргызстан, США, Франция). Соответствующие электоральные органы информируют избирателей о порядке голосования с помощью технических средств подсчета голосов. Другие трансформируют свои сайты, размещая там интерактивные программы и материалы, позволяющие взаимодействовать с участниками избирательного процесса, организаторами выборов и избирателями.

Киберугроза и «фейки»

В Швеции интернет приравнен к иным средствам массовой информации, и это означает, что свободно может быть создан любой сайт, при этом не имеется каких-либо ограничений в отношении его содержания. В связи с возможной киберугрозой и ее влиянием на избирательный процесс в некоторых государствах предпринимаются дополнительные меры по недопущению недобросовестного информационного воздействия на участников выборов и избирателей.

Так, в Швеции при подготовке к проведению 9 сентября 2018 года очередных парламентских выборов некоторые их участники высказывали опасения по поводу потенциально возможного вброса недостоверной информации. Для предотвращения подобного некоторые СМИ, в том числе национальные телерадиовещательные организации, установили онлайн-платформу для предварительной проверки фактичности распространяемой информации.

На Украине при проведении 31 марта 2019 года президентских выборов представители аппарата ЦИК и Национального регистра избирателей прошли обучение по вопросам предотвращения электоральных киберугроз по программе Международного фонда избирательных систем (США). Аналогичное обучение было организовано для членов окружных избирательных комиссий, а также участников президентских выборов и представителей гражданского общества.

В Финляндии в преддверии очередных парламентских выборов 14 апреля 2019 года министерство юстиции провело обучение членов избирательных органов и представителей политических партий по наиболее актуальным вопросам организации избирательного процесса. В частности, для представителей партий состоялся тренинг по вопросам кибербезопасности партийной инфраструктуры.

В Эстонии при проведении 3 марта 2019 года очередных парламентских выборов Государственная служба по организации выборов вела мониторинг социальных сетей на предмет вброса фальшивой информации, совместно с «Фейсбук» и «Гугл» предпринимала усилия по предотвращению возможной киберугрозы электоральным информационным сетям. В Монако усилили ответственность физических и юридических лиц за распространение недостоверной информации при проведении выборов вплоть до двухлетнего срока тюремного заключения.

По материалам rfsv.ru

Фото с сайтов www.studylab.ru, politeka.net

Голосование



Стали бы Вы наблюдателем на выборах?

Всего голосов: 23






Видеоновости