13.11.2018

Новости

13.11.2018 Минус один кандидат

13.11.2018 Деловая игра

13.11.2018 СТЭМ про выборы

12.11.2018 Конкурс кроссвордов

12.11.2018 Работа с архивом

08.11.2018 Три должника

08.11.2018 Викторины для школьников

08.11.2018 Набор слушателей

07.11.2018 Палитра выборов

07.11.2018 Выборы в новом муниципалитете

Проектный кураж «молодежек»


Что будет, если собрать в одном месте молодых, талантливых, неравнодушных людей и предложить им совместно решить сложную задачу? А будет проект, который тут же захочется начать воплощать. Так и случилось на форуме молодежных избирательных комиссий, прошедшем по инициативе избиркома Иркутской области. Три дня… нет, точнее будет сказать – трое суток (28–30 сентября) члены молодежных избиркомов со всего Прибайкалья генерировали идеи, целью которых было повысить электоральную активность молодежи. Проектной деятельности предшествовала большая предварительная работа.

– Сложнее всего далась подготовка к этому форуму, мы же вели ее фактически параллельно с кампанией по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области, – признается начальник отдела организации избирательного процесса и обучения организаторов выборов облизбиркома Светлана Лютая. – Буквально за несколько дней до форума пришлось менять площадку для его проведения, а из-за этого полностью переделывать формат игры «Избирательный дозор», оперативно оповещать участников и экспертов.

Но все труды оказались не напрасны. Площадка была заменена на более комфортную, и работа закипела.

День первый

Как и положено, все крупные мероприятия начинаются с официального открытия. Старт был дан председателем Избирательной комиссии Иркутской области Ильей Дмитриевым: «Дорогие участники, для вас мы подготовили очень насыщенную программу. Надеемся, этот форум станет интересным и даже незабываемым для вас и для нас, желаю всем плодотворной работы и ярких впечатлений, которые затем станут основой для создания общественно значимых проектов».

Министр по молодежной политике Иркутской области Александр Попов признался, что не первый раз участвует в мероприятиях, нацеленных на повышение интереса молодого поколения к избирательному процессу: «Мне кажется очень важным привлечение молодых людей не только в качестве избирателей, но и включение их в политическую жизнь в роли кандидатов, потому что они способны очень многое предложить и готовы свои идеи реализовывать». Кроме этого, в качестве приза победителям этого форума Александр Константинович преподнес сертификат для участия в форуме «Байкал» в будущем году и выразил надежду, что там на этой международной площадке будет презентован как раз проект, придуманный представителями «молодежек».

Любая крупная затея обречена на провал, если ее инициатор не нашел себе помощников и единомышленников. Поэтому для участников форума молодежных избирательных комиссий (МИК) пригласили специалиста, давшего рекомендации по командообразованию, Татьяну Гладкову, старшего преподавателя кафедры социальной работы Института социальных наук ИГУ. В течение трех часов она с помощью тренингов и коммуникативных практик помогла участникам создать шесть полноценных команд с веселыми названиями: «Киви», «Морковки», «Апельсинки», «Манго», «Ананасы», «Редиски». Именно в этих мини-группах ребята отработали весь форум.

День второй

Если перефразировать известную строчку из песни «лишь бы день начинался и кончался тобой», то участники форума начали свой второй день вновь с Татьяны Гладковой. Зарядившая их позитивом под вечер в начале форума, она с тем же задором и позитивом стала разъяснять, как же создать и защитить интересный проект. А для успешной мозговой деятельности посоветовала каждый день начинать с зарядки и тут же подняла всех участников и организаторов форума на разминку. На равных крутили плечами и приседали студенты вузов, молодые преподаватели и работники облизбиркома. Благодаря щадящему режиму с физическими упражнениями справились все.

Кратко с информацией об участии молодежи в выборах в региональный парламент выступила Светлана Лютая. «По нашим данным, в списки избирателей на выборах в Заксобрание 9 сентября были включены 13107 впервые голосующих, из них на участки пришли 4226 человек (32,2%). Получается, две трети молодых ребят решили, что для них выборы – дело не столь важное. Нас этот факт очень беспокоит. Поэтому нам нужна ваша помощь в решении данной проблемы. Вы – молодые, активные, интересные, предложите, что нужно сделать для повышения явки молодежи на выборы», – попросила Светлана Лютая.

Также она отметила, что нужно побороть пассивность не только вчерашних школьников – нынешних студентов, а избирателей в возрасте от 25 до 35 лет, которые тоже неактивно ходят голосовать. «Почему-то, к сожалению, люди не отдают себе отчет в том, что отказом ходить на выборы и участвовать в формировании органов власти и местного самоуправления они создают проблемы сами себе. Ведь выбирать нужно ответственных и грамотных управленцев», – убеждена Светлана Лютая.

Туфелька Золушки

После такой просьбы-напутствия участники приступили непосредственно к разработке своих проектов по борьбе с электоральной пассивностью. Но сделали это в необычной форме, получив задание решить проблему под кодовым названием «Туфелька Золушки». Разбившись на шесть команд, которые были сформированы и названы в фруктово-овощной тематике в первый день, молодые люди придумывали варианты, как принцу можно найти сбежавшую с бала Золушку, если учесть, что это происходит в наши дни.

Самый странный способ был озвучен еще в сказке, когда принц отправил слуг с туфелькой примерять ее всем девушкам королевства. Участники форума проявили креативность и придумали 50 вариантов решения этой проблемы. Точнее, каждая из команд сформулировала от 15 до 20 предложений, потом группы перемещались от одного модератора к другому и в итоге было придумано полсотни сценариев: от откровенно юмористических (допрос с пристрастием крестной феи, родственников, кота и мышей) до мистических (провести шаманский обряд, позвонить на «Битву экстрасенсов»). Но имелись и вполне здравые рекомендации: написать в соцсетях, загуглить, подать объявление о пропаже, привлечь к поиску службу безопасности королевской семьи и служебных собак.

Подводя итог состязанию, Татьяна Гладкова обратила внимание участников, что каждая команда в отдельности смогла придумать лишь два десятка вариантов, а поработав вместе, было собрано в два с половиной раза больше идей.

– Не бойтесь делиться своими задумками с окружающими, советуйтесь, привлекайте экспертов и специалистов из разных сфер, и вы получите результат лучше, чем ожидали, – порекомендовала тренер.

Затем Татьяна Гладкова рассказала участникам форума о том, что по сути должен знать (и знает) любой менеджер: о так называемом дереве проблем и его продолжении в виде дерева решений.

– Невозможно сразу решить глобальную проблему «Почему молодые люди не ходят на выборы?», но мы можем раскрутить ее на несколько более мелких и предложить идеи, как изменить ситуацию к лучшему. Вот подготовкой таких локальных проектов я и предлагаю вам заняться. Выбрать небольшой вопрос и поработать над его ответом, – предложила Татьяна Гладкова.

В течение часа команды занимались формулированием целей и задач, а потом представили плоды своего мозгового штурма и выслушали замечания экспертов, прошли «экспертную трубу».

Шесть проектов

Идеи команды «Киви» презентовала перед аудиторией Ксения Замятина: «Цель нашего проекта “Пятерочка выручает” в том, чтобы за пять дней повысить знания об избирательном процессе у старшеклассников. Мы предлагаем собирать на классные часы учащихся 10–11-х классов и рассказывать им о том, как проходят выборы в России, кого выбирают и как организован сам процесс. Обучение планируем сопровождать конкурсами и викторинами, победители которых будут получать призы, что добавит мотивации посещать эти занятия», – пояснила Ксения.

Участники форума критично оценили идеи собирать школьников в учебное время, указали, что у одиннадцатиклассников и так настолько плотный график, что дополнительные уроки некуда вклинить, также вызвало вопросы, откуда брать призы победителям викторин. Но в целом тема проведения правовых уроков нашла поддержку, более того, как отметили представители облизбиркома, такая форма – одна из самых популярных в просветительской работе во время Дня молодого избирателя.

Команда «Ананасы» назвала одной из ключевых проблем, объясняющих низкую явку на выборах, отсутствие объективной информации о кандидатах в средствах массовой информации.

Привить культуру

– Мы предлагаем создать независимый информационный канал, который будет давать правдивую информацию об участниках выборов. Будем показывать, что обещал когда-то кандидат и что сделал, избравшись, к примеру, мэром. Планируем проводить опросы, показывать митинги, рассказывать об истории выборов, – сообщили авторы проекта.

От команды «Манго» проект вышел защищать Алексей Заруцкий. Кратко суть своей идеи ребята сформулировали так: «Сделал шаг – сделай выбор!». «Манго» решили, что самое важное – привить культуру ходить на выборы, а для этого нужно воспитывать в демократических ценностях подрастающее поколение еще с детского сада. С детсадовцами можно проводить выборы сказочного президента леса, в школе – устраивать выборы в органы школьного самоуправления, проводить квесты на избирательную тематику. Аналогичные игровые формы необходимо использовать, работая со студентами.

Эксперты, выслушав презентацию, интересовались, как поддерживать проект, чтобы он «не умер», какая должна быть мотивация у педагогов и воспитателей, чтобы они решили проводить подобные мероприятия, как донести важность участия в выборах до родителей дошколят.

Представители команды «Морковки» предположили, что корень зла – коррупция, именно она приводит к общему разочарованию властью и к игнорированию выборов. «Нужно сформировать негативное отношение к коррупции у молодежи, тогда и явка станет выше», – высказали свою идею «Морковки». В качестве форм борьбы авторы проекта предложили проводить круглые столы и дискуссии о вреде коррупции. Эксперты предположили, что члены этой команды взяли слишком глобальную проблему, и посоветовали сделать детальный проект на более мелкую тему.

«Редиски» заявили, что они хотят реализовать проект «Кандидат – друг человека!»: в СМИ и соцсетях рассказывать правду о кандидатах, демонстрировать их предвыборные обещания и что было сделано реально, вести реестр наказов избирателей.

Члены команды «Апельсинки» заявили, что молодежь не ходит на выборы, так как чувствует, что от нее ничего не зависит. Значит, надо наладить общение между властью и молодежью, чтобы обе стороны осознали ценность сотрудничества. С этой целью необходимо проводить встречи с депутатами в школах, училищах, вузах, где молодые смогут рассказать о проблемах, которые должны помочь решить народные избранники.

По результатам обсуждения каждого проекта команды получили замечания, на осознание и устранение которых было всего полтора часа. А вечером уже доработанные идеи вновь представили жюри.

Игра и дискуссия

Второй день форума не ограничился проектной работой. Екатерина Прохорова провела панельную дискуссию «Молодежные объединения и выборы: опыт работы и перспективы развития». Участники форума обсудили причины невысокой электоральной активности молодежи на выборах. Среди наиболее явных был названы: неудачная дата единого дня голосования, недоверие к власти, отсутствие мотивации (избиратели до 40 лет предпочитают заняться в выходной домашними делами, нежели идти на участок голосовать). Все участники обсуждения пришли к единому мнению, что необходимо менять общее отношение граждан к выборам, повышать правовую грамотность, определенным подспорьем в этом может стать волонтерское движение, которое сейчас набирает популярность. Представители Черемховского, Нижнеилимского, Слюдянского, Усть-Илимского районов поделились сценариями своих акций, которые показали эффективность в части информирования избирателей.

Интерактивным подарком для всех, кто прибыл на форум, стала игра «Избирательный дозор». Верно отвечая на вопросы, члены каждой команды получали карточку с QR-кодом, которая давала подсказку, где искать следующее задание. Всего 15 точек-станций было придумано для каждой команды. Быстрее всех с заданиями смогли справиться ребята из команды «Киви».

Завершился вечер второго дня мастер-классом от политконсультанта Владислава Шиндяева. Он поделился секретами работы «в поле» во время избирательной кампании, дал советы, как вычленить целевую аудиторию и разработать методы ее мобилизации. Признал, что современная избирательная кампания невозможна без соцсетей. И детально разобрал, каким образом осуществляется позиционирование кандидата, с учетом его визуальной составляющей, характера и стиля.

Финальный день

Если участники после насыщенного второго дня форума отправились для продолжения неформального общения, то жюри, устроившись в зале, долго спорило, кому отдавать победу и путевку на форум «Байкал». У каждого члена жюри были свои фавориты, но в сумме ни одна команда не набирала большего числа голосов. Даже появилась шутка, что проще избрать папу римского, чем решить, кто же из форумчан создал самый яркий проект.

Хорошо, что с жюри сняли обязанность определения «Интеллектуала форума», «Самого харизматичного участника» и «Самого креативного участника». Тут тайным голосованием ребята сами определили, кто, на их взгляд, достоин таких званий. Приз за интеллект получил Владислав Радов, самым харизматичным признан Максим Осодоев, а самым креативным – Илья Кадов.

В отношении же главного приза для лучших «миковцев» области – путевки на международный форум «Байкал» – было принято соломоново решение: отправить по одному представителю от каждой команды.

– Инициируя проведение этого форума, нам было важно всех вас познакомить и создать одну мощную команду единомышленников. Сегодня уже можно сказать, что это удалось! Все предложенные вами идеи мы объединим в большой проект, который начнем реализовывать совместно с «молодежками» в будущем году, – подчеркнул, закрывая работу форума, председатель Избирательной комиссии Иркутской области Илья Дмитриев.

Ася Семёнова

Фото И. Грибачева   

Голосование

Стали бы Вы наблюдателем на выборах?

Всего голосов: 16






Видеоновости