13.11.2018

Новости

13.11.2018 Минус один кандидат

13.11.2018 Деловая игра

13.11.2018 СТЭМ про выборы

12.11.2018 Конкурс кроссвордов

12.11.2018 Работа с архивом

08.11.2018 Три должника

08.11.2018 Викторины для школьников

08.11.2018 Набор слушателей

07.11.2018 Палитра выборов

07.11.2018 Выборы в новом муниципалитете

Оттенки века


Шумный современный город. Суета. Гул автомобилей. За стенами галереи Revолюция всё это незаметно. Здесь проходит скромная, на первый взгляд, но очень глубокая при детальном рассмотрении выставка «Разные войны. Вторая мировая война в национальных школьных учебниках». Она является частью дискуссионно-выставочного проекта «Оттенки века: примиряя разное», который стартовал 17 сентября. Наряду с демонстрацией фотовыставки для гостей мероприятия были прочитаны лекции старшим научным сотрудником Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта Андреем Теслей (Калининград) и колумнистом Владимиром Демчиковым (Иркутск). Инициатором этого проекта выступил историк Алексей Петров.

Как сказал, предваряя открытие выставки, Алексей Петров, учебники – это те источники, из которых современные молодые люди получают информацию о Второй мировой войне. «Всё меньше остается живых участников войны, и если в семье не хранят память о воевавших и погибших, то, по сути, только школьный учитель знакомит детей с тем, какой трагедией для человечества обернулась эта война», – отметил Петров.

Картинки с выставки

На выставке вниманию зрителей представлены как документальные фотографии, так и выдержки из современных школьных учебников по истории из Чехии, Германии, Италии, Литвы, Польши и России. «Учебники, издающиеся под контролем и при поддержке государства, традиционно считаются объективными и надежными историческими изданиями. Но если взять старый или иностранный учебник по истории, становится ясно, что это не всегда так. Учебники отражают дух своего времени и культурный контекст, в котором они написаны, – отметил Алексей Петров. – В мое время в школе изучали только героические страницы истории Второй мировой войны, а тема личной трагедии, роль войны в истории обычной семьи оставались закрытыми. Сейчас несколько меняется взгляд. Но в каждой стране по-своему видят войну и ее уроки».

Так, к примеру, тема вины за войну проходит красной нитью в учебниках истории Германии. «Немцы признали вину за эту вой- ну и покаялись. Теперь один из важнейших вопросов, которые они ставят перед собой: “Что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось?” – сообщил Петров. – В Чехии до 1989 года был один подход к истории Второй мировой войны. После изменения государственного строя был пересмотрен подход к оценке войны и ее урокам, что нашло отражение в школьных учебниках. В Польше, где в 2008 году началась масштабная реформа образования, сменилась и парадигма преподавания истории. В Италии больше говорят о Муссолини, чем о самой Второй мировой войне».

Серьезно отличаются в разных странах подходы, касающиеся даты начала войны: для Чехии это Мюнхенский сговор 30 сентября 1938 года, для России – 22 июня 1941 года, для Польши – 1 сентября 1939-го.

Многие из этих особенностей нашли отражение в фотовыставке, материалы которой условно можно разделить на три большие темы: холокост, пакт Молотова – Риббентропа (который в западной исторической науке носит название пакт Сталина – Гитлера), историческая память.

Труднее всего смотреть на фотографии расстрела мирного населения фашистами. Женщина в лохмотьях прижимает ребенка и отворачивается от солдата, который навел на нее оружие. Фото ямы вблизи Вильнюса, там нашли последнее упокоение польские и литовские евреи. Изображение массивного каменного здания с жирной надписью BLOCK-A, это концентрационный лагерь Терезин (Чехия). Тела, доведенные до полного истощения, безумные глаза – фотокамера запечатлела освобожденных узников Бухенвальда. На фоне этого даже фотографии руин Берлина в январе 1946-го выглядят не так пугающе.

Болью в сердце отзывается фото «После парада Победы. 1945»: худая и усталая женщина в пальто и фронтовик без ноги выхвачены из толпы объективом умелого фотографа ТАСС.

Есть вопросы, которые в официальной истории стараются обходить, и один из самых острых – цена победы, а точнее, ответственность государства за число погибших мирных жителей.

– Эта выставка побывала в разных городах и странах. И принята была по-разному. В Вильнюсе ее расценили как русскую пропаганду, в Италии отказались демонстрировать плакаты, связанные с историей фашизма в этой стране. Мне кажется, очень важно показать эти фотографии иркутянам, чтобы они составили собственное мнение и переосмыслили историю войны через историю своей семьи. Каждый должен задать себе вопрос, что сделать, чтобы подобная война больше не повторилась, – подчеркнул Алексей Петров.

Мнение двора

Достойным интеллектуальным обрамлением выставки стало выступление Андрея Тесли о спорах в русском обществе по поводу Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Может показаться, что сложно проводить параллели по восприятию достаточно локальной войны второй половины XIX века и масштабной катастрофы 1939–1945 годов. Однако Андрей Тесля сумел показать, что власть и художники по-разному видели войну и конфликт мировоззрений подарил миру искусства потрясающие произведения, которые не были приняты официальным царским двором. Также отличалось представление о Второй мировой войне в официальной пропаганде и у обычных людей.

Если Вторая мировая война была задокументирована фотографами и кинооператорами, то Русско-турецкая война останется в памяти потомков в том числе благодаря плеяде русских живописцев, отправившихся на фронт и сделавших массу набросков, значительная часть из которых так и не переросла в полноценные полотна.

Василий Поленов сделал во время русско-турецкой кампании много эскизов, но картину написал только в 1883 году. В то время как от него ждали изображения батальных сцен и «правды войны», он углубится в интимный пейзаж, избегая военных тем.

Не так, как хотелось царскому двору, изобразил эту войну и Василий Верещагин. Прикомандированный к штабу генерала Скобелева, Верещагин будет иметь возможность писать много набросков с натуры, а создаст свой знаменитый Балканский цикл художник в Париже. Первыми этот цикл увидят почитатели таланта живописца в Лондоне и Париже в 1879 году, потом в Петербурге в 1880-м. Верещагин очень рассчитывал, что работы понравятся двору, но там не оценили старания мастера и цикл не купили.

Прививка памяти

Личным восприятием истории Второй мировой войны поделился с гостями выставки колумнист Владимир Демчиков, прочитавший лекцию в формате TED на тему «Между личной историей и государственной пропагандой».

– Госпропаганда не всегда идет вразрез с внутренними ощущениями общества. Я уже несколько лет наблюдаю за трансформацией государственного праздника 9 Мая, по сути дня скорби, который всё больше превращается в карнавал. У людей есть потребность в большом празднике, и она находит выражение в широком праздновании Дня Победы, что не противоречит государственной пропаганде, называющей этот праздник главным для россиян, – отметил Владимир Демчиков.

Также он рассказал об истории своей семьи, проживавшей в местности, которая сейчас принадлежит современной Молдавии. Семья волею судьбы оказывалась то под властью румын, то на оккупированных немцами землях, а затем и на советской территории. После войны по навету соседа деда Владимира Демчикова отправили в лагерь под Тайшетом, куда за ним отправилась и вся семья. «Мои деды и бабки побывали в местах не столь отдаленных, но я узнал об этом, только став взрослым. В семье на данную тему не говорили. О чем мечтал мой дед? Думаю, он хотел просто спокойной жизни для себя и своих сыновей, и наверняка он не чувствовал общности с тем государством, которое всё у него отобрало: и хату, и лошадку, и обычную крестьянскую жизнь, – предположил Владимир Демчиков. – Каждая страна смотрит на события войны по-своему, затушевывая неприятные моменты. И не может быть единой истории той войны. Есть истории отдельных семей, для всех та война стала огромным горем… А пропаганда отступает под гнетом реальных исторических фактов. И сохранение именно личных историй может стать прививкой от повторения подобной трагедии».

Ася Семёнова

Голосование

Стали бы Вы наблюдателем на выборах?

Всего голосов: 16






Видеоновости