13.12.2018

Новости

12.12.2018 Вручение медалей

12.12.2018 Рабочая группа по эфиру

11.12.2018 Награды к празднику

11.12.2018 Выпуск слушателей Центра

11.12.2018 Назначение выборов

10.12.2018 Прием граждан

10.12.2018 Объединение муниципалитетов

10.12.2018 Молодежный вклад

07.12.2018 Благодарность от министра

07.12.2018 Круглый стол

Журналистам на заметку


Избирательная комиссия Иркутской области накануне начала агитационного периода в СМИ собирает журналистов на обучающий семинар-совещание, где разъясняются особенности избирательного законодательства. В этот раз мероприятие прошло 10 августа, участие в нем приняли представители 21 регионального и муниципального СМИ. Содействие в организации семинара оказали реготделение Союза журналистов России и Управление Роскомнадзора по Иркутской области.

Председатель Избирательной комиссии Иркутской области Илья Дмитриев поприветствовал участников семинара-совещания и поблагодарил журналистов за качественное и оперативное информирование жителей региона о проходящих кампаниях. Секретарь облизбиркома Екатерина Прохорова кратко остановилась на вопросах подготовки к региональным и муниципальным выборам, назначенным на единый день голосования 9 сентября.

Аккредитация на год

Начальник отдела общественных связей, информации и издательской деятельности облизбиркома Алёна Сабирова рассказала об особенностях заполнения заявки на аккредитацию представителями СМИ для работы на избирательных участках в день голосования.

– На аккредитацию подается заполненная заявка в формате Excel, скан этой заявки с подписью главного редактора и скан свидетельства о регистрации СМИ. Все эти документы нужно представить в облизбирком до 5 сентября включительно, – напомнила Алёна Сабирова.

Она также обратила внимание руководителей СМИ, что журналисты, которые аккредитуются для работы на выборах, должны быть приняты на работу не позднее 8 апреля 2018 года (за два месяца до назначения выборов). Ответственность за достоверность сведений, указанных в заявке на аккредитацию, несут руководители СМИ.

Алёна Сабирова отметила, что аккредитационное удостоверение действует при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. Период, на который оно выдается, составляет один год. Аккредитация дает право журналистам находиться в помещениях для голосования в день выборов, присутствовать при подсчете голосов на избирательных участках, производить фото- и видеосъемку в помещениях для голосования, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря УИК.

Что писать в опросах?

Об общих правилах проведения предвыборной агитации в СМИ собравшимся рассказала начальник правового отдела облизбиркома Марина Штурнева. Она сообщила, что с момента проведения выборов главы государства в марте этого года избирательное законодательство не претерпело изменений. Однако некоторые отличия все-таки имеются. В частности, региональный законодатель не успел скорректировать закон о выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области, поэтому на этих выборах не будет наблюдателей от Общественной палаты региона. Право направлять на участки наблюдателей останется пока только у кандидатов и избирательных объединений, зарегистрировавших областные списки.

– Вместо открепительных удостоверений на этих выборах, как и на президентских, будет использоваться механизм «мобильный избиратель», уже знакомый журналистам, – уточнила Марина Штурнева.

Кроме того, она обратила внимание представителей прессы на важность грамотного оформления данных соцопросов, которые СМИ охотно цитируют в своих статьях или репортажах.

– Обнародование результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами депутатов Законодательного Собрания, является разновидностью информирования избирателей и регулируется статьей 50 закона о выборах депутатов Заксобрания. При опубликовании (обнародовании) результатов опросов СМИ обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных, метод сбора информации, регион, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо, заказавшее проведение опроса и оплатившее указанную публикацию (обнародование). Отсутствие хотя бы одного из этих пунктов влечет жалобы и привлечение СМИ к административной ответственности, – сказала начальник правового отдела облизбиркома.

Также Марина Штурнева порекомендовала руководителями СМИ тщательно подходить к заключению договоров с кандидатами и партиями на размещение агитационных материалов. Четко прописывать ответственность кандидатов за качество и содержание предоставляемых материалов, сроки оплаты (обязательна предоплата размещения агитации в СМИ из избирательного фонда кандидата или партии).

Без чужого лица

Немало вопросов до сих пор вызывает норма о запрете использования изображений физических лиц в агитационных материалах, вступившая в силу еще в 2016 году. По сути, в роликах или на плакатах может быть только сам кандидат. В печатных СМИ о достоинствах участника избирательной кампании могут говорить разные известные люди, но все эти публикации должны подтверждаться письменным согласием этих лиц. Однако фотографии известных людей в агитации недопустимы.

Традиционно журналистов интересовало, как агитацию отличить от информирования. Марина Штурнева напомнила, что в законе закреплены шесть основных позиций, на основании которых материал или сюжет признаются агитационными.

– На нашей рабочей группе по информационным спорам обычно идут жаркие дискуссии по поводу того, есть признаки агитации в материале или нет. Но главным критерием является, прослеживается ли в материале агитационная цель или же целью автора было просто информирование о выборах. На основании этого и делаются выводы, – сообщила Марина Штурнева.

Она ответила на вопросы журналистов, имеет ли право муниципальная газета, которая уже провела жеребьевку по распределению печатной площади, отказать кандидату, желающему приобрести дополнительную печатную площадь. Оказалось, что такое право у газеты есть.

Также СМИ интересовало, может ли кандидат участвовать в дебатах в футболке с изображением президента России. Согласно всё тому же требованию закона о запрете использования изображений физических лиц в агитации, кандидату в такой футболке придется переодеться, иначе он нарушит законодательство.

Отдельный блок вопросов касался информационных агентств (ИА), размещающих агитационные материалы кандидатов. На них распространяются требования закона, предъявляемые к печатным агитационным материалам. Кандидат, прежде чем разместить свой материал в информагентстве, должен оплатить его из избирательного фонда, представить образец в избирком, а затем только направить в ИА.

Роботы следят

На мероприятии также выступила начальник отдела контроля (надзора) в сфере массовых коммуникаций Управления Рос- комнадзора по Иркутской области Наталья Кучина. Ее доклад вызвал особый интерес, поскольку она рассказывала о мониторинговых программах, отслеживающих нарушения правил проведения предвыборной агитации в СМИ.

– В настоящее время мониторингом СМИ занимается Главный радиочастотный центр. Робот в автоматическом режиме осуществляет поиск по ключевым словам, изображениям возможных нарушений. Затем составляются карточки нарушений и направляются в Роскомнадзор, который в свою очередь перенаправляет материалы в облизбирком для оценки наличия (или отсутствия) признаков незаконной предвыборной агитации. Если такие нарушения устанавливаются, то составляется административный протокол, направляется в суд. И уже суд решает, какие меры принять к СМИ-нарушителю, – пояснила Наталья Кучина.

Она отметила, что в базу мониторинга включены все крупные телекомпании, печатные и электронные СМИ, страницы партий в соцсетях, а также сайты с большой аудиторией посетителей.

Завершая работу семинара, Илья Дмитриев подчеркнул, что Избирательная комиссия Иркутской области всегда на стороне средств массовой информации, которые во главу угла ставят объективность в информировании граждан о выборах.

Ася Семёнова

Фото И. Грибачева

Голосование

Стали бы Вы наблюдателем на выборах?

Всего голосов: 17






Видеоновости