21.05.2018

Новости

14.05.2018 Сверка с уставом

11.05.2018 Подготовка кадров

10.05.2018 Муниципальные выборы

08.05.2018 Финотчеты партий

07.05.2018 Довыборы в думу Зимы

20.04.2018 Досрочные выборы

19.04.2018 Поощрить лучших

18.04.2018 Слово за партиями

17.04.2018 Вместе с молодежью

16.04.2018 Блокчейн на будущее

Партии теряют доверие


Левада-Центр в сентябре нынешнего года провел опрос о доверии партиям. По результатам оказалось, что 33 % опрошенных россиян совсем не доверяют партиям, 40 % – не вполне доверяют, 12 % – доверяют, 14 % – не знают, что думать о партиях. Интересная статистика, если учесть, что желающих создать пусть небольшую, но свою партию в России всё больше (сейчас официально зарегистрировано 73 политпартии). «Почему же доверие к политическим объединениям падает?» – спросили мы экспертов и наших читателей.

Сергей Помазкин, бизнесмен:

– Свой первый бизнес я открывал с несколькими партнерами, всё было хорошо до первых трудностей, когда некоторые из них испугались, начали что-то для себя выгадывать, перестраховываться. В итоге общее дело застопорилось и постепенно развалилось. Потом был второй подобный опыт. В результате, набив таких шишек, решил, что буду отвечать только за себя, и уже три года у меня получается лучше, чем раньше толпой.

Политика для меня похожа на бизнес, и партии я воспринимаю как те горе-предприятия, которые в начале предпринимательской карьеры пытался строить сам. Много людей, а конкретного результата нет. И кому отвечать, если что-то не получилось? Оптимальное для меня – во всем полагаться только на себя, поэтому никаких бизнес-объединений, никаких партий, никаких объединений якобы во благо чего-то.

Евгения Потапченко, специалист по недвижимости:

– Из-за их лени. Посмотрите, ведь все они из года в год говорят и делают одинаковые, приевшиеся всем вещи. То субботник проводят (раз в год), то колоннами ходят, то митинг организуют на большой праздник. И все при этом говорят одно: какая плохая власть, как они заботятся о народе, как будет хорошо, если эта партия победит.

Всё как под копирку. А придумать что-то новое, свое? Сесть и подумать, а не жить из года в год в одной колее. Партии убеждены, что от них якобы ждут только набивший оскомину примитив? Что так «надо»? Что людям нужны только правильные пафосные речи? У меня ощущение, что нас считают глупыми, и это не способствует доверию к партиям.

Павел Голубев, строитель:

– Потому что их слишком много, не успеваешь не то что различия их программ запомнить, а элементарно – названия. Пять-шесть, которые постоянно на слуху, еще отличишь, но все остальные вряд ли, если не узкий специалист в этом вопросе. А как можно доверять тому, кого не знаешь?

Доверие для меня строится на понимании, а понять тех, кто зачем-то сделал партию, которой не видно и не слышно, невозможно. Более того, в создании партий, которые никак себя не проявляют, я вижу некоторое жульничество и обман: зачем они тогда? Какую выгоду получают сформировавшие их люди? Значит, с помощью фиктивных «партий» можно построить какие-то схемы? Такие вопросы всё больше понижают «градус доверия». Скорее всего, если так пойдет и дальше, люди вообще охладеют к выборам и будут любую политическую рекламу воспринимать как что-то досаждающее и отвлекающее.

Екатерина Колесова, муниципальный служащий:

– Думаю, недоверие к партиям и вообще к тому, что происходит в обществе, связано с тем, что люди больше внимания уделяют своей жизни, происходящее в которой требует много сил и времени. Во многом это последствия экономического кризиса: на зарабатывание денег уходит всё больше времени, плюс к этому надо позаботиться о родителях, детях, своем здоровье, выгадать время и средства хотя бы на небольшой отпуск.

Постепенно остальное отходит на второй план, становится фоном собственных событий. Какая разница, сколько в стране партий, если не знаешь, будет у тебя завтра работа или нет? И уж подавно нет веры в то, что какой-то представитель партии придет и твои проблемы разом решит, что бы ни говорили. И вся политическая реклама, листовки, ролики, митинги не помогут вызвать доверие. Другое дело, если бы люди почувствовали, что что-то изменилось в лучшую сторону, и стали искать причину, и обнаружили ее в партии, тогда да, доверие бы зашкалило. Но это утопичный сценарий. К сожалению.

Владимир Новиков, историк:

– «Всякая стадность – прибежище неодаренности». Так писал Борис Пастернак в «Докторе Живаго». Если проецировать это на партии, то ситуация с доверием становится ясна. Стремление залезть в партию воспринимается как желание снять с себя ответственность, но в то же время получить некий статус, мол, смотрите, я партийный человек, меня приняли, меня отобрали из многих.

Заметили, как меняются люди, вступив в партию? Они всё реже говорят «я», всё чаще – «наша партия»: партия сделала, партия решила. А кто конкретно? С кого спросить, если решения остаются только словами? Не с кого. Слово «партия» вроде как должно давить авторитетом, но он иллюзорен и рассеивается как дым. И личность в этом дыму тоже растворяется. Мне кажется, партии вообще надо распустить и выбирать конкретных людей. Если у них общие взгляды – прекрасно, пусть голосуют соответственно, объединяются для написания законов, но избираются только лично, не сбиваясь в кучи-партии.

Елена Смирнова, библиотекарь:

– Снижение доверия к партиям связано с тем, что уходит поколение, для которого партия была незыблемым авторитетом, идеалом, последней инстанцией решения проблем, мудрым руководителем и борцом за справедливость. Для тех, кому сейчас от 18 до 45, партия как таковая утратила «сакральный» смысл, она не обязательная часть их жизни, а зачастую вообще не часть жизни.

Соответственно, с каждым годом процент доверяющих партиям будет неуклонно снижаться с естественным уменьшением числа тех, кому сейчас от 60 лет. Преемственности поколений в отношении к партиям нет, так что благоговение к ним по моральному наследству не передается. Значит, скоро будет наблюдаться картина, когда само понятие партии будет поставлено под вопрос. Допускаю, что оно может изжить себя.

Виктор Костылев, дизайнер:

– Я вижу две причины. Первая – отсутствие у большинства партий реальных дел, о которых бы знали люди. Допускаю, что что-то ими делается: и ветеранам они где-то помогают, и детям площадки делают, и деревья высаживают. Но происходит это, как правило, по большим праздникам или накануне выборов. А показуха к доверию не ведет.

Вторая причина – так называемое клиповое мышление, распространенное сейчас в связи с развитием гаджетов. Люди воспринимают краткую, необычно и понятным языком поданную информацию. А что делают партии? По-прежнему выпускают газеты и передачи, где бесконечно долго штампами рассказывают о своих достижениях. Поэтому избиратель их не видит и не слышит в буквальном смысле, а значит, и не доверяет. Они находятся словно в разных реальностях: у партий время течет медленно, тягуче, всё делается степенно, а у простых людей – быстро, надо поймать много информации, понять ее и принять решения.

За язык тянула Анна Важенина

Голосование

Где Вы будете голосовать на выборах Президента РФ?

Всего голосов: 17



Видеоновости