17.12.2018

Новости

14.12.2018 Творческий конкурс

14.12.2018 Награждение библиотекарей

14.12.2018 Просвещение молодого поколения

13.12.2018 День приема граждан

13.12.2018 Законопроект поддержан

13.12.2018 Награждение организаторов

12.12.2018 Вручение медалей

12.12.2018 Рабочая группа по эфиру

11.12.2018 Награды к празднику

11.12.2018 Выпуск слушателей Центра

Партии теряют доверие


Левада-Центр в сентябре нынешнего года провел опрос о доверии партиям. По результатам оказалось, что 33 % опрошенных россиян совсем не доверяют партиям, 40 % – не вполне доверяют, 12 % – доверяют, 14 % – не знают, что думать о партиях. Интересная статистика, если учесть, что желающих создать пусть небольшую, но свою партию в России всё больше (сейчас официально зарегистрировано 73 политпартии). «Почему же доверие к политическим объединениям падает?» – спросили мы экспертов и наших читателей.

Сергей Помазкин, бизнесмен:

– Свой первый бизнес я открывал с несколькими партнерами, всё было хорошо до первых трудностей, когда некоторые из них испугались, начали что-то для себя выгадывать, перестраховываться. В итоге общее дело застопорилось и постепенно развалилось. Потом был второй подобный опыт. В результате, набив таких шишек, решил, что буду отвечать только за себя, и уже три года у меня получается лучше, чем раньше толпой.

Политика для меня похожа на бизнес, и партии я воспринимаю как те горе-предприятия, которые в начале предпринимательской карьеры пытался строить сам. Много людей, а конкретного результата нет. И кому отвечать, если что-то не получилось? Оптимальное для меня – во всем полагаться только на себя, поэтому никаких бизнес-объединений, никаких партий, никаких объединений якобы во благо чего-то.

Евгения Потапченко, специалист по недвижимости:

– Из-за их лени. Посмотрите, ведь все они из года в год говорят и делают одинаковые, приевшиеся всем вещи. То субботник проводят (раз в год), то колоннами ходят, то митинг организуют на большой праздник. И все при этом говорят одно: какая плохая власть, как они заботятся о народе, как будет хорошо, если эта партия победит.

Всё как под копирку. А придумать что-то новое, свое? Сесть и подумать, а не жить из года в год в одной колее. Партии убеждены, что от них якобы ждут только набивший оскомину примитив? Что так «надо»? Что людям нужны только правильные пафосные речи? У меня ощущение, что нас считают глупыми, и это не способствует доверию к партиям.

Павел Голубев, строитель:

– Потому что их слишком много, не успеваешь не то что различия их программ запомнить, а элементарно – названия. Пять-шесть, которые постоянно на слуху, еще отличишь, но все остальные вряд ли, если не узкий специалист в этом вопросе. А как можно доверять тому, кого не знаешь?

Доверие для меня строится на понимании, а понять тех, кто зачем-то сделал партию, которой не видно и не слышно, невозможно. Более того, в создании партий, которые никак себя не проявляют, я вижу некоторое жульничество и обман: зачем они тогда? Какую выгоду получают сформировавшие их люди? Значит, с помощью фиктивных «партий» можно построить какие-то схемы? Такие вопросы всё больше понижают «градус доверия». Скорее всего, если так пойдет и дальше, люди вообще охладеют к выборам и будут любую политическую рекламу воспринимать как что-то досаждающее и отвлекающее.

Екатерина Колесова, муниципальный служащий:

– Думаю, недоверие к партиям и вообще к тому, что происходит в обществе, связано с тем, что люди больше внимания уделяют своей жизни, происходящее в которой требует много сил и времени. Во многом это последствия экономического кризиса: на зарабатывание денег уходит всё больше времени, плюс к этому надо позаботиться о родителях, детях, своем здоровье, выгадать время и средства хотя бы на небольшой отпуск.

Постепенно остальное отходит на второй план, становится фоном собственных событий. Какая разница, сколько в стране партий, если не знаешь, будет у тебя завтра работа или нет? И уж подавно нет веры в то, что какой-то представитель партии придет и твои проблемы разом решит, что бы ни говорили. И вся политическая реклама, листовки, ролики, митинги не помогут вызвать доверие. Другое дело, если бы люди почувствовали, что что-то изменилось в лучшую сторону, и стали искать причину, и обнаружили ее в партии, тогда да, доверие бы зашкалило. Но это утопичный сценарий. К сожалению.

Владимир Новиков, историк:

– «Всякая стадность – прибежище неодаренности». Так писал Борис Пастернак в «Докторе Живаго». Если проецировать это на партии, то ситуация с доверием становится ясна. Стремление залезть в партию воспринимается как желание снять с себя ответственность, но в то же время получить некий статус, мол, смотрите, я партийный человек, меня приняли, меня отобрали из многих.

Заметили, как меняются люди, вступив в партию? Они всё реже говорят «я», всё чаще – «наша партия»: партия сделала, партия решила. А кто конкретно? С кого спросить, если решения остаются только словами? Не с кого. Слово «партия» вроде как должно давить авторитетом, но он иллюзорен и рассеивается как дым. И личность в этом дыму тоже растворяется. Мне кажется, партии вообще надо распустить и выбирать конкретных людей. Если у них общие взгляды – прекрасно, пусть голосуют соответственно, объединяются для написания законов, но избираются только лично, не сбиваясь в кучи-партии.

Елена Смирнова, библиотекарь:

– Снижение доверия к партиям связано с тем, что уходит поколение, для которого партия была незыблемым авторитетом, идеалом, последней инстанцией решения проблем, мудрым руководителем и борцом за справедливость. Для тех, кому сейчас от 18 до 45, партия как таковая утратила «сакральный» смысл, она не обязательная часть их жизни, а зачастую вообще не часть жизни.

Соответственно, с каждым годом процент доверяющих партиям будет неуклонно снижаться с естественным уменьшением числа тех, кому сейчас от 60 лет. Преемственности поколений в отношении к партиям нет, так что благоговение к ним по моральному наследству не передается. Значит, скоро будет наблюдаться картина, когда само понятие партии будет поставлено под вопрос. Допускаю, что оно может изжить себя.

Виктор Костылев, дизайнер:

– Я вижу две причины. Первая – отсутствие у большинства партий реальных дел, о которых бы знали люди. Допускаю, что что-то ими делается: и ветеранам они где-то помогают, и детям площадки делают, и деревья высаживают. Но происходит это, как правило, по большим праздникам или накануне выборов. А показуха к доверию не ведет.

Вторая причина – так называемое клиповое мышление, распространенное сейчас в связи с развитием гаджетов. Люди воспринимают краткую, необычно и понятным языком поданную информацию. А что делают партии? По-прежнему выпускают газеты и передачи, где бесконечно долго штампами рассказывают о своих достижениях. Поэтому избиратель их не видит и не слышит в буквальном смысле, а значит, и не доверяет. Они находятся словно в разных реальностях: у партий время течет медленно, тягуче, всё делается степенно, а у простых людей – быстро, надо поймать много информации, понять ее и принять решения.

За язык тянула Анна Важенина

Голосование

Стали бы Вы наблюдателем на выборах?

Всего голосов: 17






Видеоновости