17.01.2020

Новости

17.01.2020 Эфир для партий посчитали

17.01.2020 Выдвижение закончилось

17.01.2020 Деятельность теризбиркомов

16.01.2020 Вступление в должность

16.01.2020 Акцент на информирование

16.01.2020 Текущая работа теризбиркома

15.01.2020 Период выдвижения

15.01.2020 Совещание с директорами

15.01.2020 Итоги и планы

14.01.2020 Текущая деятельность

Поправки и идеи


Уходящий год запомнится не только яркими событиями, но и инициативами по совершенствованию избирательного законодательства. В Государственную Думу было внесено значительное число документов, предлагавших как принципиальные изменения, так и весьма «косметические». Избирательная комиссия области тоже пользовалась правом законодательной инициативы и вносила в региональный парламент проекты, нацеленные на приведение в соответствие с федеральными областных законов о выборах. Рассматривало Заксобрание и поправки, инициированные депутатами накануне муниципальных выборов. О наиболее важных предложениях 2019 года читайте в нашем материале.

Упорядочить или запретить?

Депутаты Государственной Думы, представители КПРФ Валерий Рашкин, Денис Парфенов и Ольга Алимова, выступили за изменения избирательного законодательства в части подсчета голосов. Два соответствующих законопроекта были внесены в нижнюю палату российского парламента в мае.

Так, проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях уточнения механизмов проведения контрольного подсчета голосов избирателей, участников референдума (ручного подсчета голосов) при использовании вместо стационарных ящиков для голосования технических средств подсчета голосов» устанавливает строго определенный порядок действий участковой комиссии. Авторы инициативы настаивали на проведении обязательного контрольного подсчета голосов избирателей (ручного подсчета голосов) не менее чем на 5% определяемых жребием избирательных участков, где использовались технические средства.

Другой проект этих депутатов предлагал скорректировать статью 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Документ был нацелен на «исключение неоправданного участия в выборах в региональные органы государственной власти и в референдумах субъекта Российской Федерации военнослужащих, место жительства которых до призыва на военную службу было расположено на территории другого субъекта». Законопроектом предлагалось не включать их в списки избирателей, участников референдума.

На данный момент, заявляли депутаты, свою обоснованность доказала норма, в соответствии с которой «военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей и не учитываются на выборах в органы местного самоуправления». Обе инициативы были Госдумой отклонены.

Партиям стало легче

Зато парламент страны 16 июля в третьем чтении принял законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях». Согласно документу, политические партии освобождаются от обязанности представлять в министерство юстиции сведения о выдвинутых и зарегистрированных кандидатах. Его авторы – Алексей Журавлев и Рифат Шайхутдинов – утверждали, что их проект подготовлен в целях совершенствования процедуры получения информации федеральными органами исполнительной власти о деятельности политических партий. При этом он приведет к сокращению объема документов на бумажных носителях, представляемых партиями.

Сейчас партии раз в три года обязаны направить в минюст сведения о количестве выдвинутых кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также данные о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты. Эту информацию следует представлять в виде копий протоколов о результатах выборов, заверенных избирательной комиссией соответствующего уровня.

Вместе с тем, как отмечают авторы законопроекта, программно-техническое обеспечение уполномоченного федерального органа и его территориальных подразделений, а также наличие ГАС «Выборы» позволяют получать указанные сведения без участия самих партий. Одновременно депутаты предложили наделить органы федеральной власти, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, правом получать необходимые сведения из ГАС «Выборы» в порядке, установленном ЦИК России.

Подать иск

Кроме того, в нынешнем году Госдумой был принят проект федерального закона, содержащий поправки в статьи 239 и 240 Кодекса административного судопроизводства РФ и статью 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Он вводит норму, что с иском об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов может обратиться избирательное объединение, выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, которые не были зарегистрированы в результате действий или бездействия должностных лиц избирательной комиссии, препятствовавших их выдвижению или регистрации, установленных вступившим в законную силу судебным актом о признании таких действий незаконными, или кандидат, который не был зарегистрирован в результате таких действий.

Срок подачи такого искового заявления устанавливается в три месяца со дня вступления судебного акта в законную силу. А учитывая, что необходимым условием обращения в суд является установление незаконности действий (бездействия), препятствовавших выдвижению или регистрации кандидата, списка кандидатов, законопроектом предлагается предусмотреть сокращенный десятидневный срок для обжалования таких действий (бездействия) избирательной комиссии и ее должностных лиц.

Наболевший вопрос

Три проекта закона внесли в сентябре в Государственную Думу 11 представителей фракции «Справедливая Россия» во главе с ее руководителем Сергеем Мироновым. До первого чтения документы пока не дошли.

Так, проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований при выдвижении кандидатуры для избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации» предусматривает отмену муниципального фильтра в отношении кандидатов, выдвинутых политическими партиями, допущенными к распределению депутатских мандатов в Госдуме и имеющими фракцию в нижней палате российского парламента.

К слову, это не первый законопроект, затрагивающий муниципальный фильтр, ранее с инициативами о его корректировке выступали как члены Совета Федерации, так и представители ЛДПР в Госдуме. Идеи были снизить фильтр до 1–3% и уменьшить число муниципалитетов, где кандидату требуется получить поддержку местных депутатов.

Второй проект закона эсеров нацелен на полную отмену досрочного голосования и открепительных удостоверений. Третья законодательная инициатива касается увеличения процента депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти региона либо в одной из его палат, которые распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями.

«Досрочка» и расходы

Что касается корректировки областного законодательства о выборах и референдумах, то тут поправки вносились накануне старта муниципальных кампаний. Так, Законодательное Собрание области 15 мая утвердило изменения в закон «О муниципальных выборах в Иркутской области». Инициатива принадлежала группе депутатов из 22 человек. Изменился порядок проведения досрочного голосования в городских округах. Избиратель, который в день голосования по уважительной причине не мог проголосовать на своем избирательном участке, получил возможность проголосовать досрочно в избиркоме муниципального образования, но не ранее чем за 10 дней до дня голосования.

Также в мае приняли проект закона «О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области». Поправки обеспечили активное избирательное право лицам, которые находятся под домашним арестом. Такие граждане получили возможность подать заявление в участковую комиссию и проголосовать дома. Помимо этого, законопроектом был увеличен предельный размер расходов на финансирование кампании при проведении выборов в сельском поселении для кандидатов, не открывающих специальный избирательный счет. Расходы такого кандидата не должны быть более 15 тысяч рублей (ранее ограничение было установлено на уровне 5 тысяч рублей).

Также парламентарии внесли изменения по предельной величине пожертвований в избирательный фонд на муниципальных выборах. Согласно поправкам, избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, получает право внести в его избирательный фонд до 90% средств от предельного размера фонда, до этого объем партийных пожертвований не мог превышать 50%.

Привести в соответствие

В ноябре на сессии Заксобрания был принят в первом чтении проект закона облизбиркома в части реализации прав избирателей, не имеющих регистрации по месту жительства, но зарегистрированных по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа не менее чем за три месяца до дня голосования. Таких граждан должны включить в списки избирателей, а проголосовать они смогут благодаря механизму «Мобильный избиратель».

Кроме того, законопроект регулирует порядок включения в списки избирателей вахтовиков, вносит уточнения в части указания наименования избирательного объединения в бюллетене и приведения в соответствие с положениями Кодекса об административных правонарушениях.

В рамках второго чтения Избирательная комиссия Иркутской области внесла в региональный парламент поправки к документу. Так, уточняется порядок назначения повторных выборов губернатора области. Исключаются положения о возможности образования избирательных участков на вокзалах и в аэропортах, поскольку на таких избирательных участках избиратели голосуют при предъявлении открепительного удостоверения, а на выборах главы региона этот механизм теперь не используется.

Также устанавливаются сроки проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, сетевых изданиях при проведении повторного голосования на выборах губернатора. Помимо этого, предлагаемыми поправками регулируется срок (5 рабочих дней), в течение которого решения избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей иным путем. Все эти предложения будут рассмотрены областным парламентом в будущем году.

Подготовила Ани Думикян

Фото с сайта Государственной Думы

Голосование

Стали бы Вы наблюдателем на выборах?

Всего голосов: 32






Видеоновости