19.02.2020

Новости

19.02.2020 Закон облизбиркома принят

19.02.2020 Работа с будущими избирателями

18.02.2020 Правовые уроки, игры, классные часы

18.02.2020 Анкетирование молодых избирателей

18.02.2020 Заседание координационного совета

17.02.2020 Общероссийское голосование

17.02.2020 Выдвижение продолжается

17.02.2020 Правовое просвещение молодежи

14.02.2020 Законопроект не поддержали

14.02.2020 Фестивали, конкурсы, лекции

Хорошо забытое старое


Каждая прошедшая избирательная кампания вне зависимости от ее уровня неизменно приводит к работе над ошибками. И тем интенсивнее этот процесс, чем ближе выборы федерального уровня: надо всё подшлифовать. После единого дня голосования 8 сентября свое видение совершенствования избирательного законодательства озвучили все парламентские партии. Одна часть инициатив уже оформлена в виде законопроектов и направлена на рассмотрение в Госдуму, другая – находится на стадии обсуждения и сбора экспертных оценок.

Так, по информации РБК, внутриполитический блок Кремля планирует к началу будущего года определиться с возможными поправками в избирательное законодательство. Изменения могут быть законодательно утверждены в ближайшей перспективе, чтобы успеть вступить в силу к выборам в Государственную Думу в 2021 году. Пока идет обсуждение развилок в законодательстве и спорных моментов, выявленных практикой.

Плюс одномандатникам

Одно из рассматриваемых возможных изменений касается корректировки пропорции избрания депутатов Госдумы по партспискам и одномандатным округам. Нынешнее соотношение 50 на 50% предлагается изменить в сторону уменьшения доли партсписков и увеличения – одномандатников (25 на 75%).

Также среди обсуждаемых идей – возвращение избирательных блоков. Их предлагается вернуть, чтобы дать возможность партиям блокироваться с крупными общественными движениями, к примеру с ОНФ. При этом прорабатывается вариант, согласно которому проходной барьер для блоков может стать более высоким, чем для партий, – не 5, а 7%.

Напомним, избирательные блоки существовали в России до 2005 года, они могли создаваться на базе партий, движений или же совместно партий и движений. Проходной барьер для блоков был такой же, как и для партий. В последний раз избирательный блок проходил в Госдуму в 2003 году.

Сократить до одного

Среди прорабатываемых инициатив также предусматривается возможность сокращения количества кандидатов в общефедеральной части списков партий на выборах в Госдуму. Сейчас закон позволяет включать в нее до 10 человек. Озвучиваются предложения сократить общефедеральную часть до одного человека. Возможность включать в головную часть списков до десяти человек была введена в преддверии думских выборов 2011 года. До этого действовала норма, согласно которой общефедеральная часть могла состоять максимум из трех человек.

Принятыми поправками пользовались все партии парламентской оппозиции: во время кампаний 2011 и 2016 годов в федеральной части списков КПРФ и ЛДПР были по 10 человек. «Справедливая Россия» в 2011 году включила в головную часть восемь человек, но в 2016 году там был только лидер партии Сергей Миронов. Список «Единой России» в 2011 и 2016 годах единолично возглавлял Дмитрий Медведев.

Партии пойдут в суд

Наряду с обсуждаемыми поправками есть проекты, которые уже находятся на рассмотрении нижней палаты российского парламента. Так, Государственная Дума 6 ноября в первом чтении приняла проект федерального закона, содержащий поправки в статьи 239 и 240 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС) и статью 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Законодательная инициатива принадлежит правительству. Документ направлен на реализацию постановления Конституционного Суда.

Напомним, Конституционный Суд признал часть 15 статьи 239 КАС не соответствующей основному закону в той мере, в какой она не позволяет избирательному объединению, выдвинувшему кандидата или список кандидатов на выборные должности, обращаться в суд с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов. Это касается случаев, когда «партия и ее кандидаты были лишены возможности представить в избирком документы, необходимые для регистрации, из-за воспрепятствования со стороны должностного лица комиссии, уголовное преследование в отношении которого по данному факту прекращено по нереабилитирующему основанию».

В связи с этим вводится норма, согласно которой с исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов может обратиться избирательное объединение, выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, которые не были зарегистрированы в результате действий или бездействия должностных лиц избирательной комиссии, препятствовавших их выдвижению или регистрации, установленных вступившим в законную силу судебным актом о признании таких действий незаконными. Кроме того, с иском может обратиться кандидат, который не был зарегистрирован в результате таких действий.

При этом также предлагается определить срок подачи административного искового заявления об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов, дополнив частью 31 статью 240 КАС. Согласно пояснительной записке к проекту закона, срок подачи такого административного искового заявления составляет три месяца со дня вступления судебного акта в законную силу. Учитывая, что необходимым условием обращения в суд является установление незаконности действий, препятствовавших выдвижению или регистрации кандидата, законопроектом предусмотрен сокращенный срок (10 дней) для обжалования таких действий избиркома и его должностных лиц.

Аналогичные изменения вносятся в статью 78 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав». Поправки к законопроекту, одобренному в первом чтении, принимаются до 5 декабря.

Ани Думикян

Фото с сайта Госдумы

Голосование

Стали бы Вы наблюдателем на выборах?

Всего голосов: 33






Видеоновости