7.12.2019

Новости

05.12.2019 Научная конференция

05.12.2019 Викторина для студентов и школьников

05.12.2019 Обучающие семинары

04.12.2019 День приема граждан

04.12.2019 Викторина ко Дню Конституции

04.12.2019 Конкурс сочинений

03.12.2019 Совещание председателей

03.12.2019 Правовой диспут

03.12.2019 Изготовление и передача бюллетеней

02.12.2019 Регистрация завершилась

Выйти из конфликта


Члены избиркомов при организации и проведении выборов неизбежно сталкиваются с конфликтными ситуациями. Как адекватно на них реагировать и с честью из них выходить, а еще лучше, каким образом не допускать конфликтов – обо всем этом в формате видеосеминара на канале «Просто о выборах» рассказала доцент кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ, кандидат психологических наук Изумруд Керимова.

Всё по терминам

Конфликт – это состояние, когда существующие противоречия достигают крайних границ. Ситуация социального конфликта – это открытое или скрытое противоборство участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые интересы, потребности, ценности.

На выборах конфликт проявляется как столкновение интересов участников избирательного процесса в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели.

Основные стороны конфликта на выборах – избиркомы, кандидаты, избиратели. Кроме того, у каждой из сторон конфликта имеются свои группы поддержки, есть намеренные организаторы конфликтов и их пособники, имеются и лица, стремящиеся нейтрализовать конфликт, – медиаторы.

В психологии выделяют так называемые закономерные конфликты, которые развиваются по классической схеме: конфликтная ситуация, инцидент, разрешение конфликта.

В качестве повода или инцидента могут выступать ошибки, допущенные членами участковых избирательных комиссий (УИК), а также низкая информированность, слабое знание законодательства участников избирательного процесса. Кроме того, инцидент может быть инспирирован специально разыгранными действиями для привлечения внимания и нарушения психологического равновесия членов УИК. Примеров таких провокаций немало размещено в интернете.

Любой конфликт развивается по определенным законам. Есть предконфликтная стадия (латентный период), собственно конфликт (открытый период), послеконфликтная ситуация (латентный период).

Как советует Изумруд Керимова, членам комиссий важно не допускать перерастания предконфликтной стадии в открытую. И самый действенный механизм, предлагаемый специалистами, – не поддаваться на провокацию, сохранять спокойствие и здравый смысл.

Обидеть словом…

Помимо закономерных конфликтов, бывают еще и случайные, они идут по другому сценарию и причина их возникновения – эскалация конфликтогенов.

Конфликтогены – слова, действия или бездействие, которые могут привести к конфликту. Получив в свой адрес конфликтоген (сигнал), человек расценивает эту ситуацию как угрозу и остро эмоционально реагирует, что, в свою очередь, активно используется манипуляторами.

Что может являться конфликтогеном? Это не только слова, но и взгляды, жесты, поведенческие особенности.

Невербальные сигналы, порождающие предконфликтную ситуацию:

– взгляд сверху, в упор (высокомерие, доминирование);

– взгляд в сторону или в пол (невнимание, пренебрежение);

– бегающие глаза (беспокойство, неискренность);

– насмешливая улыбка (унижающая собеседника);

– нахмуренность (неодобрение, нежелание общаться);

– сердитый взгляд (досада, раздражение, злость).

Телодвижениями тоже можно спровоцировать конфликт. Так, пожимание плечами демонстрирует недоверие, непонимание, постукивание ногой или рукой  – досада, нетерпение, наклон от собеседника – несогласие, неудовольствие, демонстративные вздохи – признак усталости от общения («как я от вас устал»).

Очень внимательно организаторам выборов нужно относиться и к жестикуляции. Ряд жестов будут восприняты собеседником негативно и могут привести к нежелательным последствиям:

– указующий палец (обвинение, поучение);

– грозящий кулак (запугивание);

– отмашка рукой («ну всё, хватит!»);

– рубящая жестикуляция («нет, нет, нет»).

По словам Изумруд Керимовой, постоянно контролировать свои телодвижения человек не способен, однако важно представлять и осо- знавать, что определенные невербальные сигналы могут быть причиной конфликта.

Не менее опасным орудием могут стать слова в предконфликтной ситуации. Любое общение с оппонентом свысока неизбежно вызовет дискомфорт и внутренний протест. Поэтому следует избегать следующих фраз в общении с кандидатами или избирателями: «Успокойтесь, потом будем разговаривать», «Вы не правы», «Вы меня не поняли», «Откуда я знаю?», «Я вам еще раз повторяю», «Я вам десять раз сказал», «Какую ерунду вы говорите», «Вы же не разбираетесь», «Я вам не верю», «Никто так не делает!». Во всех этих выражениях сквозит высокомерие.

Помимо того, любые фразы, начинающиеся со слова «нет», заведомо несут потенциальный конфликт. Лучше перефразировать и смягчить ответ, убрав категоричность.

Установлено, что нарушение личных границ собеседника (приближение более чем на полметра) тоже является конфликтогеном, как, впрочем, и намеренное игнорирование.

Пути преодоления

Как отмечает Изумруд Керимова, успех делового общения обес- печивается двумя факторами: психологической подготовкой и информированностью (знание всех процедур и закона) человека, в рассматриваемых примерах – члена УИК.

Большинство конфликтов в процессе делового общения возникает без желания участников, это происходит из-за недостаточного умения управлять собственными эмоциями и вследствие непонимания своего места в этом конфликте.

То, что в конфликте все стороны исполняют определенную прописанную роль, психологи установили давно. И выработали механизм защиты от деструктивного влияния на человека подобной ситуации, он называется прием диссоциации личности и роли. Согласно этой методике, конфликт в работе нельзя воспринимать как межличностный. Любой выпад, оскорбление против члена УИК – это выпад против его рабочей роли, а не против личности. Это суть и сущность делового общения.

Ученые выделяют четыре стратегии поведения в конфликте.

Первая – нормативная, эта стратегия предполагает жесткие действия, но в рамках действующих норм и процедур, причем как законодательных, так и морально-этических. Она включает апеллирование к закону при обосновании своей позиции и поведения.

Вторая стратегия – конфронтационная. В этом случае на оппонента оказывается давление, его потребности игнорируются и проводится продвижение только собственных интересов.

Третья стратегия – переговорная, она заключается в совместном поиске выхода из ситуации, при этом демонстрируется уважение к оппоненту и готовность к разумному компромиссу.

Манипулятивная стратегия (любимая тема на тренингах) предполагает неуважение и непринятие личности человека, с которым ведется общение.  Это управление оппонентом со скрытыми целями, чтобы он действовал определенным образом, как выгодно и удобно манипулятору. По словам Изумруд Керимовой, иногда, чтобы успокоить человека или нейтрализовать негатив, можно использовать манипулятивные техники.

Важной частью работы с конфликтной ситуацией является управление собственными эмоциями. По возможности стоит попытаться найти положительные (сильные) стороны в своем собеседнике. Это может быть даже восхищение его целеустремленностью и убежденностью в собственной правоте. Также при конфликте важно продемонстрировать готовность идти на компромисс. В случае, когда самостоятельно решить проблему не удается, нужно привлечь третью сторону – посредника (это может быть самый уважаемый член комиссии, самый статусный либо самый обаятельный). «Посредничество, или медиация, – эффективный и хорошо зарекомендовавший себя механизм в разрешении конфликтов», – подчеркивает эксперт.

Правила поведения

Существуют общие правила поведения при конфликте, соблюдая их, можно добиться успехов при решении трудных вопросов.

Важно во время конфликта придерживаться содержательной стороны (обсуждение проблемы по существу), не стоит пытаться доминировать и принижать оппонента или же кидаться в другую крайность – оправдываться, снимать с себя ответственность.

При повышенной эмоциональности оппонента важно контролировать свою речь, не допускать появления конфликтогенных слов и фраз. В общении с пожилыми людьми нужно дать возможность им высказаться, не перебивать и не выражать несогласия.

При выявлении собственной неправоты нужно признавать ошибки и стараться извиниться. «Лисья» стратегия приведет к эскалации конфликта.

Не стоит нападать на оппонента и обвинять его, потому что это неизбежно породит сопротивление и защиту (если, конечно, речь не идет об осознанной реализации стратегии конфронтации).

Важно спрашивать и предлагать варианты для решения возникшей проблемы (шаг навстречу расценивается другой стороной благоприятно).

При любом конфликте необходимо сохранять свою целостность личности, не позволять оппоненту «обрушивать» вашу самооценку.

Тот человек, который не выходит из себя, может контролировать собственные эмоции, получает превосходство в конфликте. Для этого нужно освоить способы саморегуляции (дыхательные практики, диссоциация и т.п.), а также иметь «группу поддержки», т.е. людей, готовых оказать психологическую помощь в период стресса, вызванного конфликтом. Более того, владеет ситуацией тот, кто в ходе конфликта становится стороной, задающей вопросы (в чьих руках направление и продолжительность беседы).

Как рекомендует Изумруд Керимова, после каждого конфликта необходимо провести аналитическую работу, проиграть всю ситуацию заново, поставить себя на место другой стороны, выработать сценарии, как можно было сделать иначе, чтобы избежать проблем. «Вот об этой фазе часто забывают. Но именно аналитика позволяет нейтрализовать негативные моменты», – убеждена психолог.

И напоследок мини-тренинг для тех, кто часто оказывается в стрессовой ситуации. В пик эмоциональной нагрузки требуется отстраниться и спросить себя: «Какие мышцы лица у меня сейчас напряжены, какие мышцы тела напряжены?» Переключение с эмоциональной сферы на телесную позволит не только снять физические зажимы, но и подняться над ситуацией. «Это хорошая практика, которая позволяет работать с невербальными негативными сигналами. Совладать с данной сферой непросто, но человек тем и хорош, что он способен учиться», – подчеркивает Изумруд Керимова.

Записала Ася Семёнова

Фото с сайта i.sunhome.ru

Голосование



Стали бы Вы наблюдателем на выборах?

Всего голосов: 31






Видеоновости