21.10.2019

Новости

21.10.2019 Выборы состоялись

21.10.2019 Дистанционное обучение

21.10.2019 Неограниченные возможности

18.10.2019 Муниципальные выборы

18.10.2019 Заседание «молодежки»

18.10.2019 Контрольная проверка

17.10.2019 «Шаг в мир выборов»

17.10.2019 Проверка численности депутатов

17.10.2019 Работа с молодежью

16.10.2019 Тренировка перед выборами

Воспитать человека важнее!


Дверь в класс была приоткрыта. Прежде чем зайти, я поправила волосы, рубашку, заглянула в зеркальце, убрала жвачку. Неуверенно просунула голову в дверь: «Можно?» Елену Анатольевну застала за проверкой тетрадей. У нее пересменка. Она устало улыбнулась и взглядом указала мне на место напротив себя – маленькая парта почти по колено, такие же стулья. Я немножко замялась. В последний раз за партой в начальной школе сидела 18 лет назад, и то она была самая обычная. К своему счастью, я устроилась без труда. Напротив – учительница, вокруг – детство. Сразу нахлынули теплые и трепетные воспоминания: «Ну, здравствуй, школа!» В кабинете – давно забытый запах книг, учебников и тетрадей, мела и краски…

Сегодня наш гость – учитель начальных классов школы №11 Иркутска, почетный работник общего образования Российской Федерации, лауреат премии губернатора Иркутской области «Первый учитель», лауреат губернаторской премии конкурса «Лучший учитель 2016 года», лауреат президентской премии в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» Елена Анатольевна Гукасова. Встретиться с ней удалось с трудом: она работает с раннего утра до позднего вечера, единственный выходной день – воскресенье. Но этого так мало для жизни. Особенно, если ты почти полностью отдаешь себя детям.

– Елена Анатольевна, что повлияло на выбор такой сложной профессии?

– То, что я стану учителем, решила еще будучи ребенком. Это был тот год, когда я пошла в первый класс. Меня сразу же привлек внешний антураж: море цветов, книги, обстановка в школе. Причем мне была интересна не просто профессия учителя как таковая, а именно работа учителя начальной школы. Я прекрасно помню свою первую учительницу, она приходила в класс рано, протирала доску, писала число. Это до сих пор очень ярко в памяти. Мне тоже нравилось первой приходить в школу, когда еще темно, и наблюдать за тем, как она готовит класс к урокам. И вот тогда, вдохновленная всем этим, твердо решила, что буду учительницей. Но мне и в голову, конечно, не приходило, какая это колоссальная работа, что будут трудности. Кроме того, это были те времена, когда у нас профессий-то особо, кроме врача, учителя, милиционера, не было. Это сейчас все юристы, экономисты и маркетологи.

– Вы не пожалели, что сделали такой выбор?

– Ни разу! Даже если бы мне пришлось выбирать второй раз, я бы все равно, не задумываясь, пошла в эту профессию. Да, это мое. Но, скажу честно, я была категорически против, чтобы мои собственные дети пошли работать в школу, поэтому они получили техническое образование.

– Зачем же вы лишили сферу образования молодых и ценных кадров?

– Понимаете, если человек выбирает учительскую стезю, это равно самопожертвованию. Я не хочу, чтобы мои дети жертвовали собой. Я так им и сказала: «Учительская династия началась на мне, на мне она и закончится». Если работать по-настоящему, то учитель должен отдавать себя работе целиком и полностью. А хочется иногда еще и жить. Если человек другой профессии приходит домой и думает о своей семье, то учитель и дома живет работой: проверка тетрадей, подготовка к урокам, работа над сценарием какого-либо мероприятия… и так каждый день. Груз огромного числа недоделок постоянно психологически давит на учителя, отсюда хроническая усталость.

– А найти общий язык с детьми – для вас это нетрудно?

– Нет, это должно быть заложено в человеке, неотъемлемая черта характера учителя – коммуникабельность, и с детьми, и родителями. С этим у меня никогда не было проблем. Отношения выстраиваются за счет приобретенного опыта, жизненных наблюдений. Недопонимание со стороны родителей бывает, конечно, но каким-то чутьем ты уже понимаешь, кому, как и что можно сказать, найти для разговора более подходящий момент.

– Это правда, что вы отказались от должности завуча ради того, чтобы посвятить себя только работе с детьми, преподаванию?

– Да, я проработала завучем немало. Целых пятнадцать лет. Но как обычно бывает, просто однажды утром проснулась и поняла: «Хватит работать на систему, пора работать для себя, для души». У меня возникла потребность проводить больше времени с детьми, а я по большей части вынуждена была иметь дело с бумагами. Вспомнила, для чего училась. Ведь изначально хотела работать с ребятишками, потому что именно это меня привлекало. Да, я не испытывала особых трудностей, работая завучем, но это немножко другого плана деятельность. Меня больше привлекает обучение детей, организация интересных мероприятий, это совершенно другой мир. Поэтому я подумала и приняла твердое решение, что хочу работать с детьми, для себя, для души.

– Вы уже подумываете уйти из профессии?

– Нет, конечно. Естественно, я буду работать, но бумагами заниматься не хочется.

– Все учителя жалуются на огромное количество «бумажной» работы, вы тоже считаете, что с этим перебор?

– Нас никто не освобождал от плана на урок. Обязанность любого из нас – составление и написание плана занятий. Но написание всевозможных программ – это уже чересчур. Каждый должен заниматься своей работой. Все эти умные программы, которые мы пишем, которые я писала, работая завучем, должны, на мой взгляд, создавать люди другого уровня, а не простой учитель. Институты над этим работают, а я уже должна готовый проект под себя адаптировать. И это будет меньший труд, нежели когда я сама всё это должна придумать. Да и потом, меня этому никто не учил. Меня учили преподавать. Урочное планирование – это одно, а вот эти труды и многочисленные отчеты, которые кипами растут на столах, – совершенно ненужная нагрузка для учителя. Пусть подобными вопросами занимаются те, кому это нравится, хочется, а мы уже будем следовать их советам, используя на практике плоды их экспериментов.

– Во время уроков вы с детьми используете планшеты. Как это помогает в работе и хорошо ли, что ребята и дома в гаджетах, и в школе?

– В том-то и проблема, что дети сидят в этих гаджетах бесконтрольно. И дома, и в школе на переменках – везде. А если детей начальной школы научить работать с гаджетом так, чтобы он приносил пользу и не мешал здоровью, это для нас вполне посильно. Кроме того, гаджеты очень помогают на уроке. Мы же их не используем как учебник на протяжении всего занятия. Для нас планшеты служат хорошим инструментом. Так, на любом этапе урока при помощи планшета я могу провести элементарное тестирование. На моем планшете уже сразу отображаются ответы всех детей. Анализ ответов программа делает сама, мне как учителю проверять ничего не надо, и я сразу вижу и понимаю, кому тут же подсказать, помочь, на что обратить внимание. Планшеты помогают нам создавать общие проекты, например, презентации о достопримечательностях Иркутска. Что входит в мою работу? Я должна найти эти достопримечательности, создать красивый первый слайд-обложку, обговорить тему с детьми, а потом просто отправляю им это всё на их гаджеты вместе с пустыми слайдами. На каждом слайде написано название достопримечательности, фамилия ребенка. Это всё сохраняется в облаке, и дети в течение недели работают в этой презентации. Ребенок находит свою фамилию в презентации и должен оформить свой слайд. Чем мне это удобно? В течение этой недели я в любой момент могу зайти и посмотреть, а что они там делают и делают ли вообще, кто начал, а кто нет, у кого какая ошибка и так далее. Ребята учатся находить нужную информацию. Так мы просматриваем работы каждого ребенка, и каждый ученик презентует свой слайд. Как результат – большой проект. Сколько детей в классе – столько слайдов. А у меня целых сорок ребятишек! Это очень захватывающая работа. Очень приятно смотреть, когда в процессе этой работы дети обсуждают, спорят, доказывают. Они хотят еще и еще. Мотивация повышается на сто процентов.

– Вам не кажется, что школьная программа сейчас несколько перегружена?

– Таково мнение родителей, которые закончили школу давным-давно. Мой педагогический стаж составляет почти тридцать лет, и за это время ничего сверхнового для детей мы не придумали. Мы учим всё то же, что и было двадцать лет назад. Откуда такое мнение? Родители давно учились, и им кажется, что они этого не проходили, на самом деле это не так. Да, может быть, сейчас совершенно другая формулировка заданий. Не забывайте, что и дети уже не те, у них иное мышление. Их сложнее мотивировать, потому что зачастую дома они имеют гораздо больше, чем можно им предложить в школе. Потому мы и перешли на гаджеты. Просто сейчас с указкой и мелом далеко не уйдешь. Дети другие.

– В чем их отличие?

– Если говорить о каком-то большом развитии, то такого нет. Они просто более разносторонние. Почему я начала работать с гаджетами? Чтобы дети не отставали от современного поколения. Они с этими телефонами и планшетами чуть ли не с пеленок, не боятся нажимать на любые кнопки, в отличие от нас. Если раньше программы для работы я находила сама и предлагала ребятам, то сейчас они сами это делают. Открывается дверь, и ко мне бежит ребенок: «Я нашел, нам это надо!» То есть они сами ищут, что им интересно. Эти программы можно использовать даже в первом классе, когда дети не умеют ни читать, ни писать. Там можно рисовать, делать мультики, обыграть любое произведение по чтению. Есть разница: или ребенок просто прочитает произведение, или создаст по нему мультик. Новые формы детям очень нравятся.

– Надо ли всесторонне развивать ребенка, водить его во всевозможные кружки? Или одного увлечения достаточно?

– Развивать ребенка всесторонне нужно. И это делается как раз с той целью, чтобы ребенок самоопределился. Он должен сам выбрать направление своей деятельности, и произойти это должно в начальной школе. Пусть попробует себя в разных направлениях, чтобы определить свои интересы. Рано или поздно ненужное отсеивается. Останется только то, где ребенок будет себя комфортно чувствовать и с удовольствием заниматься. Не нужно принуждать его что-то делать. А всё остальное – родительские притязания. Они хотят, чтобы их ребенок был самый лучший, навязывают ему свои практичные решения. Этого делать не надо.

– У ребенка действительно есть предрасположенность к чему-либо или ему просто повезло с хорошим педагогом, который смог раскрыть в нем определенные умения?

– Думаю, и то и другое. Каждый ребенок имеет в себе задатки. Естественно, они могут раскрыться либо нет, могут проявиться быстрее при хорошем учителе. Но опять же задача учителя – заинтересовать детей. Прежде всего, педагог должен быть творческим человеком. От того, сможет ли преподаватель придумать что-то новое, внести это в процесс учебы, зависит раскрытие пожеланий и интересов ребят.

– Отношение родителей к учителям как-то изменилось со временем?

– Конечно! Раньше родители относились совершенно по-другому к школе, учителям. Тогда учитель учил (!) детей. А сейчас преподавание больше воспринимается как услуга, поэтому родители приходят в школу и требуют оказания услуг. Они считают, что все вокруг им должны, обязаны, и учитель, к сожалению, тоже. Поэтому взаимоотношения преподавателей и родителей строятся исходя из этого. Уже не столько уважение к нам, а сколько «будьте добры». Такого, конечно же, быть не должно.

– Как вы выстраиваете этот непростой диалог?

– Благодаря накопленному опыту. Я чувствую, кому и что сказать. Это не повальная тенденция, все равно основная масса родителей – люди, понимающие и помогающие. Но в каждом классе обязательно есть несколько родителей, с которыми очень тяжело работать. Они всегда гнут свою линию.

– Каким образом родители влияют на взаимоотношения своих детей с одноклассниками? 

– Самое банальное – с этим дружи, потому что там есть, что от него взять, а вот с этим не дружи, потому что он бесполезен для тебя. Это недопустимо. Дети должны общаться между собой на равных, вне зависимости от того, каков их статус, уровень и положение их родителей в обществе.

– Родители должны вмешиваться в детские конфликты?

– Нет. Эти ссоры мы разберем сами без участия родителей. Если их участие необходимо, учитель сам определит, на каком уровне и как родителям участвовать в этих «разборках». Ни в коем случае родители не должны сами между собой разбираться. Потому что в конечном итоге они могут зайти слишком далеко. Только учитель регулирует все эти взаимоотношения: между детьми, между родителями, между родителями и детьми. Ни в коем случае взрослые не должны указывать чужим детям, что они должны делать. Очень досадно, что некоторые родители этого не понимают и начинают вмешиваться в конфликты, ждать детей после школы, чтобы устроить разбирательство. Это бывает очень редко, но всё же имеет место.

– Современную систему образования ругают многие, есть моменты, которыми вы тоже недовольны?

– Создает трудности большое количество учебно-методических комплексов (УМК). Так как каждое образовательное учреждение выбирает свой УМК, возникают сложности при переходе детей из одной школы в другую. Учителю приходится не только адаптировать ребенка в новом коллективе, но и создавать индивидуальную учебную программу для вновь прибывшего. А самая серьезная проблема заключается в том, что современный ребенок получает много теоретических знаний, но часто не имеет возможности применить их в практической деятельности из-за слабой материальной базы образовательного учреждения и дефицита специалистов дополнительного образования, что становится еще одной нагрузкой для учителя.

– Как вы думаете, будут ли специалисты вашей профессии востребованы в будущем или цифровизация образования позволит полностью отказаться от учителей?

– Думаю, что школа без учителя не имеет будущего, как не имеет его страна без школы. Учитель в силу особенностей своей профессии – это уже человек из будущего, который обогнал свое поколение. А всё потому, что главное окружение преподавателя – дети. В идеях, интересах и слабостях юных учеников учитель уже видит будущее – каким станет наш мир через пару десятков лет, когда у руля будут эти самые ребята.

– Вы сторонник домашнего обучения?

– У домашнего обучения есть плюсы: возможность подстроить график под себя, не нужно подстраиваться под внутренние правила школы, можно соблюдать индивидуальные биологические часы, выбирать предметы для изучения по желанию ребенка. Но имеется и существенный минус: при домашнем обучении ребенок социально изолирован, у него не вырабатываются навыки общения. Кроме того, родителям не могут быть доступны все сферы знания, поэтому довольно трудно осуществлять контроль.

– Как относитесь к ЕГЭ?

– С одной стороны – ничего плохого в нем нет. Это независимая оценка. И это хорошо, что она независимая. С другой стороны – я сравниваю единый государственный экзамен с нашими экзаменами. Сейчас не хватает живого общения. В беседе с преподавателями, с экзаменационной комиссией волнующийся ребенок может раскрыть себя совершенно по-другому. В случае с ЕГЭ дети пришли, как роботы галочки поставили и ушли. В ЕГЭ надо просто вдохнуть побольше жизни. Настоящего общения педагога с ребенком не хватает.

– Всегда ли оценка – объективный показатель ума и знаний ребенка?

– Что касается ЕГЭ, то там можно допустить техническую ошибку. Ребенок не в ту клеточку галочку поставит – это уже минус балл. В целом оценка знаний – не самое главное. Лишь бы человек был хороший. Я не отрицаю значимость знаний, но в любой момент человек, который осознает, что ему это надо, он выучит, найдет, добьется. Воспитать из ребенка человека, который будет приносить добро и пользу, – вот что важнее. Воспитать человека важнее.

– А в каком ключе вы воспитывали своих детей?

– Ох, трудней всего – это воспитывать собственных детей. Учителя – сапожники без сапог. На своих детей нам времени практически не остается. Всё отдаешь школе. Кроме того, не дает покоя профессиональный синдром отличника. Тебе надо, чтобы у всех было хорошо, а у твоего ребенка – еще лучше. Преподаватель всегда воспитывает своих детей в требовательности: «Что скажут вокруг люди, у тебя же мама учитель!» Только после того, как мои дети выросли, ко мне пришло осознание этого. Родительская строгость воспитывает комплексы в ребенке. Надо было немножко по-другому их воспитывать, тогда бы и им жилось легче. 

– Как?

– Чтобы вырастить счастливого ребенка, его надо просто любить. Тогда он точно будет счастлив. Я молчу про материальные блага, всегда хочется своему ребенку дать всё... Но любовь нужно отдавать по максимуму.

– Как вы разгружаетесь при такой работе, восстанавливаете свои силы?

– Моя большая отрада – бассейн. Очень люблю плавать.

– Не читаете?

– Я очень люблю читать, так как чтение помогает отвлечься от суеты и каждодневной рутины. Но, к сожалению, на любимое занятие времени остается очень мало. На каникулах еще люблю посмотреть фильмы и провести время с родными.

– Вы ходите на выборы?

– В этом плане у меня очень щепетильный муж. Он следит за тем, чтобы мы все обязательно проголосовали, потом отчитываемся перед ним. Он нас привозит на избирательный участок, чтобы мы выполнили свой гражданский долг. Да, мы всей семьей всегда голосуем.

Беседовала Ани Думикян

Фото из архива Е. Гукасовой

Голосование



Стали бы Вы наблюдателем на выборах?

Всего голосов: 30






Видеоновости