8.12.2019

Новости

05.12.2019 Научная конференция

05.12.2019 Викторина для студентов и школьников

05.12.2019 Обучающие семинары

04.12.2019 День приема граждан

04.12.2019 Викторина ко Дню Конституции

04.12.2019 Конкурс сочинений

03.12.2019 Совещание председателей

03.12.2019 Правовой диспут

03.12.2019 Изготовление и передача бюллетеней

02.12.2019 Регистрация завершилась

Главный закон баланса


Статья председателя Государственной Думы Вячеслава Володина, опубликованная в середине июля в «Парламентской газете» и посвященная Конституции России, вызвала широкое обсуждение. В ней анализируется 25-летний опыт реализации основного закона страны, а также говорится о необходимости в дальнейшем повысить эффективность его принципов и норм. В частности, Вячеслав Володин обозначил ряд своих предложений по обеспечению баланса ветвей власти и возможные механизмы актуализации Конституции.

Вызовы и требования времени

Принятая в крайне тяжелое и сложное время, Конституция определила путь и приоритеты становления России как сильного, демократического и правового государства. Основной закон способствовал последующему укреплению и социально-экономическому восстановлению страны, создавал условия для ее стабильного развития. Однако время постоянно идет вперед, перед Россией возникают новые вызовы. А стратегические задачи требуют еще большей эффективности их решения, считает Вячеслав Володин.

«Поэтому и необходимо оценить потенциал для развития и дальнейшего повышения эффективности работы принципов и норм Конституции. Ответить на соответствующие вопросы крайне важно», – убежден Володин. Безу- словно, отмечает он, речь не идет об изменении и пересмотре базовых положений Конституции. Они незыблемы.

Напротив, необходимо говорить о том, как добиться их максимально качественной реализации, адаптировать к новым вызовам и требованиям времени, какие для этого необходимы новые конституционные трактовки или дополнительные законодательные решения, отвечающие запросам людей и коренным задачам развития страны. И лишь иногда целесообразны точечные корректировки Конституции, которые позволяют лучше раскрыть правовой потенциал основного закона.

Данный подход, по словам председателя Госдумы, полностью соответствует распространенной в мировой конституционной практике доктрине «живой Конституции», необходимость реализации которой в нашей стране постоянно подчеркивает председатель Конституционного Суда Валерий Зорькин.

«Даже при неизменности основных положений Конституции их содержание и смысл, актуальное наполнение постоянно развиваются. Для этого на основе Конституции создана система законодательства, которая расширяется и совершенствуется. Важна и роль Конституционного Суда, который непосредственно актуализирует основной закон, применяя в его трактовке различные правовые доктрины, такие как конституционная идентичность нации или необходимость поддержания доверия к закону», – пишет Вячеслав Володин.

Динамичность принципов

Если говорить о принципах социального государства, то очевидно, отмечает автор, что конституционно закрепленные понятия «достойная жизнь» и «свободное развитие человека» не только не имеют четкого теоретического и правового описания, но, кроме этого, они могут меняться со временем. Достойные условия жизни человека и возможности для его свободного развития сейчас и 25 лет назад – это совершенно разное наполнение этих понятий. Сегодня люди мыслят об этом шире, чем два десятилетия назад. Требования выше. Стандарты современнее.

Одновременно принципиально важно оценивать реализацию норм Конституции не только в существующем законодательстве, но и в том, которое должно быть разработано в ближайшие годы. Это касается новых сфер технологического и социально-экономического развития, которые на сегодняшний день в правовом плане еще не урегулированы. Речь идет о цифровизации, больших данных, искусственном интеллекте, цифровой безопасности, генных и биотехнологиях, робототехнике. Во всех этих сферах возникают вопросы о соблюдении прав человека, конституционных принципов.

«Мы обязательно должны анализировать эти вопросы, работая в ближайшие годы над формированием современного и передового законодательства в данных сферах. В свою очередь, обеспечивать на практике нормы социального государства могут и должны прежде всего именно согласованные действия всех ветвей и органов власти», – подчеркивает председатель Госдумы.

Качество управления

Представляя интересы граждан, парламент законодательно определяет оптимальные формы реализации конституционных принципов, в том числе в меняющихся новых условиях и вызовах. Задача исполнительной власти на практике реализовать эти сформулированные представителями народа и установленные законом механизмы достижения конституционных целей. В свою очередь – под парламентским контролем.

«Вот почему особо выделяю в анализе Конституции вопросы, связанные с отсутствием необходимого баланса в деятельности законодательной и исполнительной ветвей власти. И здесь действительно могут быть необходимы отдельные, точечные конституционные новации. Больший баланс властей не сводится к задаче обеспечения сдержек и противовесов. Главное, что он должен обеспечивать, – это более высокое качество взаимодействия и согласованности работы государственного механизма. Качество демократического правления, которое, в свою очередь, как раз и необходимо для максимально полной реализации прав и конституционных основ», – говорит автор статьи.

Чем больше процедур взаимодействия и контроля властей фиксирует и определяет Конституция, тем более эффективным может быть государственное управление. Вот почему именно такого рода поправки в Конституцию могут быть целесообразны. По этому пути уже и развивается российская конституционная модель. В 2008 году установлена обязанность правительства ежегодно отчитываться перед депутатами о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Направление реализованных конституционных новаций уже задало вектор на обеспечение более точного баланса ветвей власти. И это дает результат. «Мы видим, что выросла ответственность правительства и качество власти в целом, стал эффективнее парламентский контроль за принимаемыми решениями. Сегодня необходимо идти по этому пути дальше. В частности, целесообразно дополнительно детализировать нормы отчета правительства перед парламентом по вопросам, поставленным Государственной Думой, в том числе в части оценки деятельности отдельных министерств», – рассуждает Вячеслав Володин.

Усилить парламент

Было бы правильно, по словам председателя Госдумы, дополнительно рассмотреть вопрос участия парламента в формировании российского правительства. В соответствии с Конституцией Государственная Дума участвует в формировании кабмина только в рамках процедуры дачи согласия президенту на назначение председателя правительства.

«Но формирование самого правительства на практике, исходя из опыта моей работы и в правительстве, и в администрации президента, осуществляется самим председателем правительства. Президент России принимает решение о составе правительства по представлению председателя правительства, но без возможности опереться на альтернативную позицию или мнение по кандидатурам», – отмечает автор статьи.

При внесении предложений председателем правительства по кандидатурам будущих членов правительства для назначения президентом отсутствуют процедуры их обсуждения и консультаций. «В этой связи было бы правильно, на мой взгляд, чтобы Государственная Дума как минимум участвовала в консультациях при назначении членов правительства. Это могут быть соответствующие процедуры, но они требуют внесения изменений в Конституцию», – считает Вячеслав Володин.

Наличие возможности представительной власти высказать свое мнение главе государства по предлагаемому составу правительства как органа, осуществляющего исполнительную власть, соответствовало бы принципам должного баланса властей, обеспечивало бы более высокий уровень ответственности в работе членов правительства. И, что также важно, способствовало повышению эффективности реализации конституционных полномочий президента по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

«Базовые конституционные нормы и ценности неизменны. Другие положения Конституции могут развиваться и адаптироваться к современности. Но это должно происходить через механизмы качества демократии, процедурную насыщенность баланса и взаимодействия властей», – резюмировал председатель Госдумы.

Фотоссайта kket58.ru

Голосование



Стали бы Вы наблюдателем на выборах?

Всего голосов: 31






Видеоновости