25.06.2019

Новости

14.06.2019 Назначение выборов

14.06.2019 Ликвидация за неучастие в выборах

14.06.2019 Заседания теризбиркомов

13.06.2019 Итоги заседания

13.06.2019 Всесторонняя подготовка

13.06.2019 Назначение выборов

11.06.2019 С Днем России!

11.06.2019 Обучение участковых комиссий

10.06.2019 Уточнение границ участков

10.06.2019 Работа «молодежки»

Наследие фон Хайека


Международный фестиваль «Книгамарт», состоявшийся 22–25 марта в Иркутске, порадовал разными культурными событиями: концертами, выставками, ярмарками, круглыми столами, кинопоказами, встречами с писателями. Конечно, были презентованы книжные новинки. Первым таким мероприятием стал свое- образный интеллектуальный баттл, возникший благодаря книжной премьере: на русском языке был издан один из самых фундаментальных трудов Фридриха Августа фон Хайека «Конституция свободы».

Пикантности прибавлял тот факт, что книга увидела свет в 1960 году, а в России ее перевели и издали в 2018-м. Стороннему человеку могло бы показаться, что с российской премьерой изрядно подзадержались, но гости фестиваля, участвовавшие в презентации работы, старались разубедить в этом читательскую аудиторию. По сути, каждый выступавший и рассказывавший о книге Хайека призывал прочесть «Конституцию свободы», находя для этого свои веские аргументы.

Первому предоставили слово научному редактору издания Юрию Кузнецову. Он сразу объявил, что «сейчас такого уже не пишут. Подобным объемом выходят только публицистические или художественные тексты». И спорить с ним было невозможно, действительно, мало кто из нынешних философов сможет создать монументальный труд в 528 страниц. Масштабность и педантичность подхода как автора, так и издателя иллюстрирует тот факт, что в «Конституции свободы» содержатся цитаты и ссылки на источники на восьми европейских языках. «Как научному редактору мне нужно было найти эти источники на русском языке, все цитаты выверить. Это заняло много времени», – пояснил скрупулезность работы Юрий Кузнецов и перешел к характеристике самого научного труда, точнее, обстановки, в которой этот философский трактат рождался.

– Представьте себе обстановку в мире: недавно закончилась Вторая мировая война, в которой победил социализм в лице антигитлеровской коалиции. Я немного утрирую, но лишь немного. В капиталистических странах к власти приходят ориентированные на социал-демократию силы. И в этот период Хайек пишет свою работу, в которой говорит в том числе о важности свободы экономики. Встречен его труд был скептически, работа оказалась неким вызовом силам прогресса, – уточнил Кузнецов.

От экскурса в историю он перешел к главному вопросу: «Зачем эту книгу читать нам, людям, живущим на полвека позже?» По мнению Юрия Кузнецова, Хайек поможет разобраться с корнями либерализма, понять, в чем его сходство с современным консерватизмом. «Конституция свободы» даст свое- образную «кодировочную таблицу», позволяющую расшифровать суть либерализма и его ценностей.

– Но есть и более глубокие причины, почему стоит прочесть эту книгу. Эта работа играет большую роль в истории политической философии вообще. Она написана в период упадка классического либерализма. Хайек пытается разобраться, в чем проблема. Один из его выводов, что устарели сами формулировки, а значит, нужно дать новое прочтение, теоретическое обоснование классического либерализма. Он выстраивает целую систему критериев. Разбирает, возможно ли оценивать заслуженность или незаслуженность доходов человека на основании тех или иных критериев. Размышляет о том, насколько адекватна формулировка «каждый должен получать в соответствии с его заслугами» и можно ли ставить такую цель, не впадая в утопизм или в полную противоположность человеческой свободе, – уточнил Кузнецов.

Он также рассказал, что в своей работе Хайек дает оценки урбанизму, городскому планированию, управлению общими ресурсами, и многие его идеи активно используются сейчас. Более того, Хайек разбирает философию социальной помощи и понятие базового дохода как краеугольного камня программы либерализма. Все эти вещи необходимы поклонникам свободного рынка для теоретического обоснования своих позиций.

Историк Сергей Шмидт начал свое выступление на презентации книги Хайека с воспоминаний.

– Когда распадался Советский Союз, наши издатели и переводчики выстрелили двумя фундаментальными произведениями, связанными с либерализмом. Увидел свет двухтомник Карла Поппера «Открытое общество и его враги», а в «Вопросах философии» опубликовали работу Хайека «Дорога к рабству». Тогда, в начале 1990-х, было очень полезно и интересно такие вещи прочитать. Именно это произведение Хайека произвело на меня сильное впечатление, там была озвучена мысль, что когда мы говорим о демократии, нельзя фетишизировать факт демократического избрания власти, поскольку главное в демократии, чтобы никакая власть не была сосредоточена в одних руках. Одним словом, важнее контроль общества за властью, а не то, что общество эту власть избрало. В те перестроечные времена, когда под демократией понимались прежде всего выборы, меня идеи Хайека поразили своей свежестью, – признался Сергей Шмидт.

Он также отметил, что при прочтении «Конституции свободы» его не покидало ощущение, будто Хайек писал свою работу «в осажденной крепости». Объяснение тому не только в том, что идеи либерализма не получали широкой поддержки в 1950-е и в начале 1960-х годов, но и в общей очарованности западного мира успехами социализма (запуск спутника, полет Гагарина в космос). Однако, как подчеркнул Сергей Шмидт, Хайек пережил не только крах нацизма, но и падение социализма: «Ему уже исполнилось 90 лет, когда рухнул СССР. Не знаю, успел ли Фридрих Август фон Хайек на рациональном уровне убедиться в собственной правоте, увидев конец идеи интернационального социализма».

Сергей Шмидт настоятельно посоветовал почитать Хайека российским либералам: «Глядя на наших либералов со стороны, меня не покидает ощущение, что они убеждены: главное избавиться от власти, а потом всё наладится, коррупция и нефтегазовая зависимость исчезнут сами собой. В этом смысле их взгляды схожи с борьбой индийцев за независимость, полагавших, что главное избавиться от англичан, а голод и болезни закончатся сами собой. Я бы советовал читать эту книгу потому, что она про позитивные и содержательные идеи либерализма».

Однако издание заинтересует и нелибералов. «Эта книга не только про экономические показатели, ВВП и квазисоциалистические эксперименты – всё то, о чем охотно рассуждают либеральные мыслители. Работа Хайека способна вызвать минимум одну симпатию в отношении к либерализму, а точнее к автору, который подчеркивает, что не надо бояться перемен, если они имеют объективный характер, надо с ними согласиться, тогда включатся спонтанные адаптационные силы и всё будет нормально. Такой оптимизм, мужество принять перемены и одновременно вера в некие спонтанные силы вызывают симпатию к автору и тексту, – признался Сергей Шмидт и рассказал байку про Егора Гайдара. – В начале 1990-х годов рассказывали историю про Егора Тимуровича Гайдара, когда ему советовали отпустить цены на товары и уверяли, что тогда на прилавках всё само появится. Говорят, он интересовался, откуда всё появится. Ему отвечали, что никто точно не знает, но появится обязательно. Кто помнит 1992 год, свободные цены, тот подтвердит, что за гигантские деньги, но товары действительно появились. Рационалистам трудно понять, как такое происходит. Но это своеобразная иллюстрация идей Хайека о спонтанных силах».

Еще один героический читатель многостраничной «Конституции свободы», Артем Ермаков, представившийся как русский консерватор, признался, что не успел осилить весь трактат до конца, однако книгу похвалил: «Эта книга являет собой пример приятной беседы с автором как с наследником и продолжателем дела немецкой классической философии. Книга нелегкомысленная, в отличие от работ французских и русских либералов, и минимально спекулятивная. Прославление Хайеком идей спонтанного роста показывает, что автор немец, с ценностями стареющего мира, потому что молодой мир не заботится о спонтанности. Попытки оживить спонтанный рост говорят, на мой взгляд, об угасании западного общества. Хайек настаивает на существующих перспективах роста, но не приводит доказательств этого».

Историк Дмитрий Козлов тоже не до конца прочел «Конституцию свободы», но пообещал, что обязательно ознакомится полностью: «Фон Хайек не мой герой и не мой любимый философ. Но то, что эта книга вышла в России, – это большой плюс. Так мы преодолеваем железную стену, которая отделяла нас от остального интеллектуального сообщества. Мне интересно, что Хайек размышляет о свободе и ее ценности. Этой работы не хватало для полноценного дискурса о свободе».

Представитель фонда Фридриха Науманна Галина Козлова призвала всех участников презентации издания фон Хайека не просто прочесть книгу, а принять участие в дискуссии о свободе, которая, несомненно, возникнет по итогам изучения творчества австрийского философа: «Сейчас почему-то не спорится о будущем, всё дискуссионное пространство занимает тема прошлого». И прочла стихи Дмитрия Пригова:

Нам всем грозит свобода,

Свобода без конца,

Без выхода, без входа,

Без матери-отца.

Посередине Руси

За весь прошедший век

И я ее страшуся

Как честный человек.

Справка  ''Права выбора''

Фридрих Август фон Хайек (8 мая 1899, Вена – 23 марта 1992, Фрайбург) – австрийский экономист и философ, представитель новой австрийской школы, сторонник экономического либерализма и свободного рынка. Лауреат Нобелевской премии по экономике (1974 год).

Хайек стал вдохновителем общества «Мон Пелерин» – организации, объединившей в 1947 году экономистов, философов, журналистов и предпринимателей, разделявших идеи либерализма. Был избран президентом этого общества, занимал этот пост с 1947 по 1961 год. Хайек был одним из ведущих критиков коллективизма в XX столетии. Он полагал, что все формы коллективизма (даже теоретически основанные на добровольном сотрудничестве) могут существовать только при поддержке государства.

Ася Семёнова

Фотослужба «Восточная Сибирь»

 

 

Голосование



Стали бы Вы наблюдателем на выборах?

Всего голосов: 23






Видеоновости